При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Крупнейший на рынке негосударственный пенсионный фонд – НПФ Сбербанка может вложить до 50 млрд рублей в создание сети домов престарелых. Об этом на своей пресс-конференции 16 мая рассказала генеральный директор фонда Галина Морозова.
Галина Морозова подвела итоги деятельности фонда в 2017 году и первом квартале 2018 года.
Вопреки тенденциям
Активы НПФ Сбербанка к концу прошлого года достигли 496,3 млрд рублей, увеличившись на 34% по сравнению с показателем конца 2016 года. За первый квартал нынешнего года активы выросли до 593,4 млрд рублей, продемонстрировав 20% прироста к первому кварталу 2017 года.
- Несмотря на тенденцию консолидации рынка нам удаётся последние три года сохранять лидерство, - отметила руководитель негосударственного пенсионного фонда.
Рост пенсионных накоплений за 2017 год составил 33%. По итогам первого квартала этого года зафиксировано увеличение на 19% (к соответствующему периоду 2017 года), объём накоплений достиг 560 млрд рублей.
Вместе с пенсионными накоплениями росли и пенсионные резервы: с 18,2 млрд рублей в конце 2016 года до 26,6 млрд рублей в конце 2017-го. Таким образом, за год резервы приросли на 46%. А за первый квартал этого года увеличились ещё до 32,7 млрд рублей (с учётом объединения с НПФ «ВНИИЭФ-Гарант»), на 23% превысив итог первого квартала прошлого года.
По прогнозам, к концу 2018 года активы НПФ составят 640-650 млрд рублей.
Клиенты, выплаты и прибыль
Число клиентов НПФ Сбербанка по итогам первого квартала превысило десять миллионов человек. Среди них 8,9 миллионов человек – по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и 1,7 миллионов – по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО).
- Мы не только собираем взносы, собираем накопления. Мы ещё и выплачиваем. По итогам 2017 года объём выплат по ОПС и добровольному пенсионному обеспечению составил 2 млрд рублей, - сообщила Галина Морозова. – За первый квартал 2018 года мы выплатили свыше 500 млн рублей.
Ожидается, что пик выплат клиентам фонда придётся на 2038-2041 годы.
Прибыль НПФ Сбербанка за 2017 год достигла 7,7 млрд рублей (по МСФО – 8,3 млрд рублей). По сравнению с 2016 годом прибыль выросла на 40%.
Доходность к распределению на счета в 2017 году составила 8,34% по пенсионным накоплениям и 8,16% по пенсионным резервам.
- По итогам 2017 года наша прибыль (как я сказала, 7,7 млрд рублей) превысила результат следующих за нами десяти крупнейших фондов. По десятке фондов, следующих за нами, если всё сложить, получается убыток 13 млрд рублей, - привела сравнение генеральный директор НПФ Сбербанка.
Инвестиционный курс и цифровизация
Одним из достижений 2017 года в НПФ Сбербанка считают запуск продаж индивидуальных пенсионных планов (ИИП). За прошлый год было продано свыше миллиона договоров ИПП. «Мы поняли, что данный продукт востребован. Это одно из направлений, в котором мы будем развиваться дальше», - прокомментировала Галина Морозова.
Другое, не менее важное направление – инвестиционная деятельность фонда.
- Система риск-менеджмента, которую мы у себя внедрили и пользуемся достаточно давно, по итогам 2016 и 2017 годов показала себя хорошо. И даже когда в апреле 2018 года произошли известные события на фондовом рынке, наши триггеры по пересмотру стратегии не сработали, потому что сбалансированная стратегия позволяет продолжать инвестиционную деятельность в выбранном ранее направлении. Мы в большинстве случаев выдерживаем стресс-тесты, которые выдаёт Центробанк.
НПФ Сбербанка планирует в ближайшие четыре года оцифровать все свои услуги: продажу договоров, сопровождение, выплаты и т.д. Фонд активно движется в этом направлении. В 2017 году НПФ запустил в личном кабинете на своём сайте такие сервисы, как заключение договоров НПО (интегрировано с ЕСИА), подача заявления на смену персональных данных, заявления на единовременную выплату по ОПС.
В планах на 2018 год – интеграция личного кабинета со «Сбербанк онлайн», возможность входа в личный кабинет с учётной записью ЕСИА.
Идейные направления
- Деятельность пенсионных фондов узка и монопродуктова, поэтому для себя мы считаем идеей и глобальным направлением отрасли, что пенсионные фонда должны не только собирать деньги и выплачивать пенсии своим клиентам. Вполне вероятно, в обозримом будущем пенсионные фонды станут агрегаторами услуг для своих клиентов, которые уже вышли на пенсию, - рассуждала Галина Морозова. – Мы проводили исследования, и выяснили, что до 70-75 лет клиенту нужна пенсия. После 75 клиенту нужны услуги. Причём услуги, которые будут гарантированными по качеству, стоимости и способу предоставления. На сегодняшний день систематизированных таких решений, глобальных, рыночных и стандартизированных нет. Наша цель – сделать, чтобы в течение трёх лет они появились.
Речь идёт о сервисах по туризму (групповые туры) и трудоустройству, услугах по уходу за домашними животными, уборке квартиры, патронажу, медицинских услугах и услугах службы поддержки.
Галина Морозова пояснила, что сегодня негосударственные пенсионные фонды не могут оказывать никаких агентских услуг, например, оплачивать проживание своих клиентов в домах престарелых. Поэтому необходимо на законодательном уровне расширить сферу деятельности негосударственных пенсионных фондов, чтобы они могли предоставлять своим клиентам ряд услуг.
- Мы достаточно серьёзно хотим заняться отраслью домов проживания, реабилитации и восстановления, ухода за пожилыми людьми. Помимо того, что это будут наши инвестиции, параллельно мы будем активно участвовать в стандартизации, в развитии саморегулирования, лицензирования, контроля. Потому что пока эта отрасль, к сожалению, не лицензируема, – сообщила генеральный директор НПФ Сбербанка. – Думаю, что и другие пенсионные фонды захотят в это вкладываться. В условиях падения ставок доходности такие долгосрочные вложения будут достаточно удобны для пенсионных фондов. В конце концов, это будет вклад негосударственных пенсионных фондов в развитие экономики страны.
Отвечая на вопросы журналистов, Галина Морозова добавила:
- Наша цель – не построить два дома в Москве и Московской области или в Питере. Наша цель – сделать масштабную программу для страны. И если остальные пенсионные фонды туда войдут с деньгами, с инвестициями и с идеями, будут принимать участие в создании всероссийской программы, мы будем только приветствовать. Для нашего фонда, да и для банка, сделать одну сеть патронажную или парикмахерскую неинтересно. Это не наш масштаб, не наш бизнес. Необходим системный подход к отрасли, обеспечение её соответствия мировым стандартам.
По предварительным оценкам, НПФ Сбербанка может вложить в создание всероссийской сети домов престарелых до 50 млрд рублей. Срок окупаемости инвестиций составит около десяти лет.
Не ждать милостей от государства
Отвечая на вопрос обозревателя портала Finversia.ru, Галина Морозова отметила, что планируемое повышение пенсионного возраста никак не скажется на бизнесе НПФ. «Если говорить про добровольную пенсию, то существует норма о том, что пенсионный возраст, по истечении которого клиент имеет право на негосударственную пенсию – это тот, который был установлен на дату заключения договора. Поэтому, если вы сегодня заключите договор негосударственного пенсионного обеспечения, то вы негосударственную пенсию начнёте получать в 55 лет, а не в 67», - добавила она.
Говоря об ОПС, Галина Морозова напомнила, что это «совершенно не те взносы, которые могут обеспечить пенсию»: «Если передвинут возраст, скорее всего, выплаты чуть-чуть отодвинутся. На бизнесе НПФ это никак не скажется».
Добровольное пенсионное обеспечение – стратегическое направление работы фонда. Предполагается, что в 2018 году будет заключено около 500 тысяч договоров негосударственного пенсионного обеспечения. В 2017 году НПФ заключил миллион таких договоров.
- Планируем сделать интерактивный калькулятор, чтобы человек мог просчитывать все возможные варианты. Практика показала, что, к сожалению, мы все не очень хорошо самостоятельно финансово планируем, особенно в долгую. Ближайшие три месяца мы еще представляем себе, хорошо если полгода, а вот после Нового года будущего для нас не существует. Наши все планы заканчиваются отпуском или Новым годом. Потихоньку будем подталкивать клиентов к тому, чтобы они планировали на более долгие сроки, - сказала Галина Морозова.
В НПФ Сбербанка обратили внимание на тенденцию «омоложения» клиентов. Раньше средний возраст клиентов составлял 41-42 года, сейчас – 35-36 лет. «Это радует, так как означает удлинение жизни пенсионного фонда, - прокомментировала Галина Морозова. – Пенсионные фонды, как вы знаете, развиваются циклически. Как только наш клиент омолодился, мы понимаем, что находимся в стадии юности. В то время, когда весь рынок гонялся за старыми богатыми, мы гонялись за молодыми».
Если НПФ Сбербанка выйдет на IPO (а такая возможность на сегодняшний день не исключается), его акции будут представлять интерес главным образом для клиентов фонда, полагает Галина Морозова.
Москва.
обсуждение