При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Научно-образовательный институт развития профессиональных компетенций и квалификаций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с Российско-Итальянским Форумом-диалогом по линии гражданских обществ провели 6 декабря круглый стол под названием «Инвестиции в экономику будущего: искусство, культура, просвещение».
Первую часть мероприятия посветили дискуссии о том, что собой представляет арт-рынок в России и что нужно сделать для повышения его инвестиционной привлекательности.
Сложные времена
Приглашенные эксперты не во всем соглашались друг с другом, но в одном они были едины: в нынешних условиях инвестиции в произведения искусства, к сожалению, не сильно привлекательны для инвесторов. Причин несколько. После нескольких скандалов, связанных с появлением российских произведений искусства на зарубежных аукционах, де-факто стало невозможно вывезти из России практически любую культурную ценность. «Повис в воздухе» основной закон, который регулирует оборот культурных ценностей на территории Российской Федерации – это закон РФ № 4804-1 от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». «Он очень древний. Какие-то вещи в нем прописаны неправильно, какие-то – совсем не прописаны» – пояснил Денис Лукашин, генеральный директор группы компаний «Арт Консалтинг», арт-консультант и эксперт-оценщик. Нареканий к закону огромное количество: структура документа устаревшая и фактически неправовая, в него включено «неправильное» таможенное законодательство, а также экспертные процедуры, идущие вразрез с основными законодательными нормами. Кроме того, в документе не хватает четких понятий и терминов.
- Арт-рынок в России не структурирован. Попросту говоря, он «черный». Большинство «экспертов» в этой сфере не профессионалы, а обыкновенные кустари, - вторили друг другу участники круглого стола. Во многом поэтому (хотя и не только) рынок задушили экономические проблемы. «Большая часть арт-рынка сейчас очень сильно страдает. Это касается и государственной части музейной, в которой затруднен обмен, ввоз и вывоз, и которая задавлена в том числе регулирующими документами, и негосударственной его части, которая делится (грубо) на современное и старое искусство» – объяснил Денис Лукашин, уточняя, что говорит конкретно об изобразительном искусстве.
Курица и яйцо
Арт-рынок на сегодняшний день непрозрачен и непонятен инвестору. Более того, если определять рынок как свободное взаимодействие субъектов, которое формирует спрос и предложение, то арт-рынка в России, строго говоря, не существует. Тем не менее, жизнь на нем не останавливается. Продолжаются попытки сделать из предметов искусства привлекательные инвестиционные активы. На данный момент в Госдуме РФ параллельно рассматриваются сразу два законопроекта, предлагающие внесение изменений в проблемное законодательство.
Кроме того, создается проект профессионального стандарта специалиста арт-рынка, рассказал Сергей Бровчак, заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций». Мнения профсообщества относительно этого документа разошлись. Одни считают, что он будет полезен именно сейчас, подтолкнет рынок к развитию, упорядочит его кадровую составляющую. Другие указывают на более существенные проблемы арт-рынка, которые стоит решать в первую очередь. «Не может яйцо появиться раньше курицы» – скептически заметил Денис Лукашин, имея в виду, в первую очередь, отсутствие адекватного законодательства о ввозе-вывозе.
Так вот ты какая, экономика будущего…
Владислав Докучаев, проректор по развитию Геммологической Академии, напомнил собравшимся, что разговор идет, прежде всего, о деньгах, и что рынок всегда строится вокруг процесса монетизации. «То, чего хочет заказчик, а именно инвестиционное сообщество, – это выход из тени и из «черной» полосы нормального инвестиционного актива, как его понимает международное сообщество» – продолжил спикер. Законодательная база, как инструмент рынка, создана и работает в интересах упомянутых выше кустарей. Большинство участников рынка устраивает существующая на сегодняшний день «поделенная поляна». Поэтому ждать самостийного движения, идущего из глубины профессионального сообщества, направленного на упорядочение арт-рынка и создание профстандарта, бессмысленно, уверен Владислав Докучаев. Кто-то должен взять на себя инициативу по созданию такого стандарта.
Российский арт-рынок сегодня – это недокапитализированный актив. «Деньги двигают рынок. Не будет движения денег – будет чахлая полянка, куда не придут большие инвесторы, – Владислав Докучаев вернулся к тому, с чего начал. – Что сейчас с золотом происходит? Все можете на график посмотреть. Никто не возьмется положить все свои деньги в золото. Что с валютами происходит? То же самое. Что сейчас происходит с арт-рынком? А вот этого никто не может сказать!» Например, возьмет ли кто-либо на себя ответственность за такое заявление: «Разместите деньги в предметы искусства вот такого периода и такого качества, эксперт подпишется за гарантию сохранности размещенных средств»? Нет. Однако именно это направление может стать реальным драйвером рынка, считает Владислав Докучаев. И двигателем чистки рынка и законодательной инфраструктуры в данном случае скорее станет заказчик, чем профессиональное сообщество.
Эксперт предложил Финуниверситету выступить в качестве площадки и посредника в этой работе, а также задуматься о необходимости подготовки банковских специалистов, специализирующихся на арт-рынке и рынке драгоценных изделий. «Их не будет – не будет банк работать системно с этим рынком. Потому что они не понимают. Наш опыт общения с Ассоциацией Российских Банков говорит о том, что им интересно, но они не знают о рынке. Не знают, потому что специалистов у них в составе нет. А почему нет? Их никто не учит. Не в том смысле, что нет специалистов с хорошим искусствоведческим бэкграундом. Нет специалистов, у кого он стыкуется с хорошим экономическим блоком» - обозначил проблему Владислав Докучаев. Он также призвал обратить внимание на достаточно устоявшийся арт-рынок Италии и «взять из него лучшее».
Большой блок обсуждений на российско-итальянском круглом столе в Финуниверситете был посвящен образовательным программам в сфере подготовки экспертов арт-рынка. Состоялся телемост по вопросам сотрудничества с ведущими итальянскими университетами.
Москва.
обсуждение