При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
8 декабря на первой «макроэкономической» сессии 13-го новогоднего финансового марафона Finversia ее участники высказали предположения, как будет развиваться отечественная экономика после окончания СВО и отмены санкций, обсудили дедолларизацию, денежно-кредитную политику, возможные риски, растущую роль государства в экономике, инфляцию и укрепление рубля.
По традиции модераторами прямого эфира выступили Ян Арт, главный редактор Finversia и Алексей Мамонтов, президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА).
Надежда на заблокированные $300 млрд
Константин Корищенко, экономист, профессор РАНХиГС, сделал презентацию на актуальную тему, есть ли «жизнь после СВО» и снятия санкций. Профессор уверен, что горячая фаза СВО закончится в течение ближайшего полугода, а основными бенефициарами послевоенного устройства, очевидно, станут США и, возможно, Китай. А вот, что касается Евросоюза, то перспективы у союза туманны.
– Мы видим, как ЕС отодвинули от переговоров и, скорее всего, ЕС не сможет играть ту роль, на которую он рассчитывал, – предположил Корищенко.
По словам экономиста, в настоящее время на первый план в политических переговорах выходит «экономическая составляющая». Речь идёт о замороженных российских активах на сумму более $300 млрд., большая часть которых находится под юрисдикцией Брюсселя. Вернуть их – интересы России, а в интересах США – сохранение роли доллара в международных расчётах, а также возвращение доллара в финансовую систему России, трансформация рынка нефти и газа, развитие атомной энергетики. Перед Россией стоит проблема обустройства новых территорий и возможные совместные с США проекты в указанных выше отраслях. Кроме того, экономике России жизненно необходимо получить утраченный доступ к высоким технологиям. к технологическому, финансовому сотрудничеству.
За годы военного конфликта роль государства в экономике претерпела серьёзные изменения – государство стало ещё более крупным заказчиком, именно бюджет поддерживал инвестиции. Выросли субсидии предприятиям, бурно развивались такие направления как госуправление, безопасность, транспорт и логистика. Однако главной переменой Корищенко считает то, что страна, наконец-то «слезла» с нефтяной иглы – локомотивом экономики стал обрабатывающий сектор.
Константин Корищенко обрисовал несколько сценариев дальнейшего развития и дал им оценку.
К первым двум относятся сценарии, при которых начнёт развиваться внутренний рынок и частный бизнес. Экономист считает его реализацию маловероятной, поскольку внутреннего спроса недостаточно.
Третий сценарий: государство выступает как драйвер ВВП. Его реализация также под вопросом, поскольку главный вопрос тут заключается в том, откуда взять деньги на заказ.
Сценарий четвертый: возврат к экспортно-ориентированной экономике. Среди основных экспортных товаров – продукция ВПК, нефть и газ, экспорт электроэнергии.
Корищенко говорит, что в отношении экономики России может появиться своего рода «план Маршалла» – по аналогии с планом послевоенного обустройства разрушенной 2-й мировой войной Европы. В российском случае драйвером должны стать те самые заблокированные $300 млрд. Корищенко высоко оценивает перспективы реализации данного сценария.
– Мы должны найти свою нишу в мировом разделении труда. Но без США не выйдет, от Китая и Индии ждать инвестиций не приходится, – подытожил профессор.
Судьба цифрового рубля, битва банков с платформами
Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги», подхватил тему растущей роли государства в экономике. Он напомнил, что так происходит не только в России – во всём мире. За последние несколько лет российское государство стало не только регулятором, но и участником финансового рынка, что неизбежно вызывает вопросы о конфликте интересов.
Достов рассказал о главных трендах последнего времени. Так, поставили «на паузу» нашумевший проект с запуском цифрового рубля и очевидно, что проект будет сильно переработан. Другим важным событием стала битва банков с маркетплейсами. Понятно, что крупные банки сильно раздражаются, когда видят, как кратно вырос бизнес у банков, принадлежащих платформам.
– Крупные банки даже смогли заручиться поддержкой Банка России, но всё не так просто и платформы вряд ли начнут сдаваться, потому, что линейка финансовых продуктов, которые предлагают платформы, очень востребована клиентами. В этой связи возникает вопрос, а что делать с экосистемами банков? Например, с Купером от Сбера? – задался вопросом Достов.
Экономист также рассказал о перспективных трендах, среди которых участие ИИ в финансовой жизни граждан. Речь идёт о том, чтобы научить ИИ платить, искать скидки и планировать покупки. Интересная перспектива открывается у такого инструмента, как стейблкоины.
Ярослав Кабаков, директор по стратегии инвестиционной компании «Финам», продолжил тему трендов, среди которых – фактическая рецессия в экономики по итогам первых трёх кварталов года. Укрепляющий рубль аналитик объясняет тем, что капитал невозможно размещать вне сложившегося из-за санкций контура, а отсюда невозможность оттока капитала. Кабаков с оптимизмом смотрит в будущее: если в Китае оживёт спрос, то экономика России начнёт расцветать вслед.
Валерий Петров, вице-президент Ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), обратил внимание на проблему растущего государственного долга, на сокращение инвестиций в собственный капитал. По его оценкам, из-за высоких ставок общие расходы на обслуживание госдолга составляют порядка 4 трлн. рублей или около 10% от расходной части бюджета. Среди других рисков – снижение цен на нефть, снижение спроса на ОФЗ и, как следствие, рост премии для инвесторов.
– Ситуация цугцванга. Как решать проблемы? Либо начать печатать деньги, либо начать секвестр расходов бюджета, – полагает Петров.
Пауза в снижении ключевой ставки?
Банк России взял курс на смягчение денежно-кредитной политики, однако «окно возможностей» тут сужается. Так считает Андрей Нечаев, экс-министр экономики России. Речь идёт о том, что необходимо стимулировать экономический рост, однако смягчение ДКП чревато новым скачком инфляции.
– В этой связи мне кажется, что регулятор на заседании совета директоров по ключевой ставке 19 декабря возьмёт паузу – до начала 2-го квартала 2026 года, минимум.
С ним не согласен Ян Арт, который считает, что ставка будет снижена хотя бы на 0,25-0,5%.
Среди проинфляционных факторов Нечае выделил опережающий рост номинальных зарплат в сравнении с производительностью труда, пересмотр дефицита бюджета, замедление роста ВВП. Повышение налогов – ещё один проинфляционный фактор.
Алексей Ведев, экономист, ведущий научный сотрудник РАНХиГС, продолжая тему инфляции, напомнил, что президент считает, что цены по итогам 2025 года вырастут менее, чем на 6%, что является самым оптимистическим сценарием. Минэкономразвития прогнозирует 6,5%, Банк России – 7%. Экономист также согласился с коллегами, что проблема с высокой ставкой в том, что расходы на обслуживание долгов значительно выросли.
Россия отстаёт во внедрении ИИ
Роман Прохоров, председатель правления ассоциации «Финансовые инновации», затронул тему отставания России во внедрении искусственного интеллекта.
– Ещё недавно мы отставали примерно на 6 месяцев, но сейчас отрыв вырос до 1-1,5 года, – сообщил Прохоров.
Алексей Мамонтов поинтересовался мнением экономиста о курсе рубля: курс рыночный или искусственный?
– Считаю, что нерыночный, однако в таком случае непонятно, почему его не опустят до 100 рублей за доллар?! – задался вопросом Прохоров.
Артём Генкин, генеральный директор «Инвест-Форсайт», высказал ряд соображений относительно будущего резервных валют. Аналитик считает, что будущее мировой финансовой системы будет связано с развитием нескольких резервных валют, которые будут «уравновешивать» друг друга. При этом сами валюты будут цифровыми.
Несмотря на частые разговоры о дедолларизации, статистика не подтверждает, что доллар теряет свои позиции. Генкин также не считает, что золото может стать активом-убежищем.
– Да, в последнее время многие мировые центробанки активно наращивали закупки жёлтого металла, однако все активы мира в золото не бегут. Тоже самое про евро, не вижу тут однозначной тенденции, – пояснил аналитик.
Ян Арт напомнил, что в этом году в мировых расчетах доллар занимает 49% евро – 41% юань – 1%.
Генкин также рассказал о политики Китая, который последовательно заменяет расчёты в долларах расчётами в юанях – со своими африканскими партнёрами. Китай предлагает странам Африки рефинансировать долги в долларах в юани под более низкие проценты.
Биржи и банки
Александр Торшин, экс-заместитель председателя Банка России, поднял проблему религиозного банкинга. По его словам, исламский банкир очень активно развивается в последние годы.
– А почему мы спим? Почему не развиваем свой православный банкинг?! – возмутился банкир.
В связи с этим Торшин вспомнил лекцию Владимира Ленина «О государстве», в которой вождь мировой пролетариата заявил, что не решить общую проблему, то о частные проблемы придётся спотыкаться постоянно.
Ян Арт продолжил тему, вспомнив недавнюю нашумевшую историю с фетвой, которая запрещает курьерам-мусульманам привозить нехаляльные продукты.
– Мы всё время стесняемся разговаривать на такие темы, нам кажется, что мы кого-то обидим – в то время как выпускаются такие вот фетвы без тени сомнений и рефлексий. Ситуация у меня вызывает резкое отторжение, – добавил Арт.
Александр Миллерман, вице-президент Петербургской биржи (Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа), в начале выступления отметил, что Петербургская биржа является преемницей первой биржи в России, созданной по инициативе Петра I. В этом году Бирже исполнилось 322 года. Он подчеркнул, что достоинство и ценность компании заключаются не только в ее роли торговой площадки для сырьевых товаров – биржа является рыночным инструментом государственного регулирования и ценообразования, обеспечивая прозрачность рынка. Развитая биржевая инфраструктура позволяет формировать референсные цены, сокращать количество посредников и поддерживать конкурентную среду.
Александр Миллерман подчеркнул, что зарубежные ценовые агентства, покинувшие российский рынок после начала СВО в 2022 году, в своей работе использовали так называемый «опросный» метод. При таком подходе методики расчета ценовых индикаторов базируются на закрытых методологиях, доступ к которым ограничен для участников рынка. По словам эксперта, наиболее достоверные ценовые индикаторы могут формироваться только на основе реально совершенных сделок в рыночных условиях.
«Когда основные западные ценовые агентства ушли с российского рынка и биржа предложила собственный механизм формирования ценовых индикаторов, стало очевидно, что прежняя система представляла собой «черный ящик». Методики были закрыты, источники информации – засекречены. В ряде случаев цены формировались на основе мнений нескольких экспертов с рынка, что не позволяло обеспечить достаточную репрезентативность и проверяемость таких оценок. При этом именно на их основе выстраивались экономические модели и принимались управленческие решения. Для нас принципиально важно, чтобы биржевые и внебиржевые индикаторы формировали честную и понятную картину рынка. Поэтому мы развиваем систему национального ценообразования, усиливаем аналитику и создаём инструменты, которые делают рынок более предсказуемым», – отметил вице-президент Петербургской биржи.
Александр Миллерман подчеркнул, что фактически каждая третья тонна бензина, поступающая на автозаправочные станции страны, реализуется через Петербургскую биржу.
«Крупнейшие нефтяные компании реализуют через биржу более 30% продукции, то есть вдвое выше норматива при установленном – 15-16% для разных видов нефтепродуктов. Рынок почувствовал эффективность биржевого механизма и стремится реализовывать объемы, превышающие нормативы. Биржевые торги позволяют удерживать ценовой коридор в рамках экономически обоснованных значений, не допуская локальных ценовых всплесков из-за временных дефицитов, а цена на бензин четко коррелирует с динамикой инфляции на долгосрочных интервалах: при анализе годовых данных мы видим устойчивое следование цен за индексом инфляции», – добавил Александр Миллерман.
Игорь Пилипенко, директор Института конкурентоспособности и интеграции (НИИКИ), рассказал участникам конференции об основных результатах сотрудничества в рамках БРИКС по финансовому треку, включая создание ряда бирж.
Олег Скворцов, председатель правления Ассоциации российских банков, в свою очередь, сообщил, что концентрация банков топ-10 достигла 81%, а к 2030 году подберётся к отметке в 90%. Это значит, что 10 банков будут владеть 90% всех активов. Банки с госучастием владеют 74% всех активов.
Скворцов призвал сохранить небольшие региональные банки, чтобы малый и средний бизнес получил доступ к льготным государственным программам.
– Не исключено, что государство само захочет ограничить долю банков с госучастием – менее 50%. Другой тренд – развитие банков-маркетплейсов, их станет больше, – прогнозирует банкир.
2025: год рубля
Егор Сусин, экономист, предложил объявить 2026 год годом рубля.
– Весь год рубль хоронили, а он крепкий, – пояснил он причину.
Курс отечественной валюты определяется финансовыми и товарными потоками. В настоящее время экспорт падает, но импорт почти не меняется. Укреплению курса в этом году посодействовал монетарный фактор. Из-за высоких ставок корпорации были вынуждены отложить свои инвестиционные проекты. Если раньше на курс оказывали существенное влияние нефтяные цены, то в этом году золото заменило нефть, а также цветные металлы, удобрения и проч. По словам Сусина, теперь экспортёрам не нужно хеджировать свои валютные риски – все обязательства у них в рублях. И это оказывает поддержку рублю. Издержки трансграничных операций снизились, равно как и другие расходы. Внешние обязательства корпораций сократились вдвое, как и расходы на их обслуживание. Отток капитала сократился кратно.
– Это системный сдвиг, – оценил Сусин.
Экономист прогнозирует некоторое ослабление курса рубля в 2026 году, но небольшое.
Алексей Мамонтов поинтересовался мнением Сусина – является ли курс рыночным?
– Да, рынок нельзя назвать эффективным, но это, всё-таки, рынок, он «островной», но это рыночные операции, – ответил Егор Сусин.
Виктор Тунёв, экономист, также не считает курс рубля переукреплённым и уверен, что курс останется таким же и в 2026 году.
Владимир Козинец, президент Ассоциации корпоративных казначеев, посетовал, что казначеям в сложившейся ситуации приходится принимать решения в условиях «малого количества вводных».
– Приходится придумывать планы Б, Е и проч., что естественным образом повышает стоимость и время для стресс-тестов. Очень высокий уровень неопределённости, но ценовые параметры устаканились. Нестабильность – новая реальность, – обрисовал ситуацию Козинец.
В новой экономической реальности получили популярность новые финансовые инструменты, например, агентский факторинг, лимитный арбитраж. Кроме того, активно развивается рынок ЦФА.
* * *
Ян Арт сообщил об итогах опросов зрителей конференции, в которых приняли участие более 1 тыс. респондентов.
Касаясь экономического пложения в 2026 году, 66% опрошенных ждут ухудшения ситуации в макроэкономике в наступающем году, 13% полагают, что «мало чего измениться», 16% ждут «больших потрясений» и лишь менее 6% надеются на улучшение.
Отвечая на вопрос «Какая проблема, на ваш взгляд, наиболее актуальна для 2026 года», 48% назвали инфляцию и рост цен, 23% – увеличение налогов, 18% – риск банкротств и дефолтов, 13% – дефицит бюджета.
* * *
Стримы 13-го финансового онлайн-марафона идут на каналах Finversia в YouTube, Rutube и ВКонтакте, на канале «Найди Мамонта» в YouTube и на канале Национальной ассоциации специалистов финансового планирования в Rutube.
Организаторы марафона – Национальная ассоциация специалистов финансового планирования (НАСФП), Московская международная валютная ассоциация (ММВА) и канал Finversia.
Генеральный партнёр марафона – компания «АПРИ». Специальные партнеры – Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Ассоциация форекс-дилеров (АФД), компания Accent. Партнеры марафона – СПБ-биржа, компании Positive Technologies, Суточно.ру, Arenadata, «Избушка групп», «Мосгорломбард», международный консалтинговый бутик Bespalov Finance и телеграм-канал Investarena.
Информационные партнёры марафона – Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ), журналы «Банковское обозрение», «Банковское дело», «Профессионал.Финансы», «Банки и Деловой мир», «Национальный банковский журнал», платформа Eqpa и аналитический центр «БизнесДром».





















обсуждение