При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ассоциация негосударственных пенсионных фондов проанализировала пороки российской пенсионной системы и предложила свой вариант «лечения», лишь вскользь упомянув о возможном повышении пенсионного возраста.
Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (СРО АНПФ) направила свои предложения по совершенствованию Российской пенсионной системы в Правительство, Государственную Думу, Совет Федерации, Общественную палату, Счетную палату, Банк России, профильные Министерства и ведомства, ВЭБ, ПФР, ТПП РФ, а также ведущим экспертам.
- На наш взгляд, крайне важно использовать текущие возможности для повышения надёжности пенсионной системы, возвращения к главной её функции – достижению обеспеченной жизни пенсионеров, и для использования ресурса пенсионных средств в экономике страны, - говорится в сообщении СРО АНПФ.
Провал Стратегии 2012 года
Документ на 22-х страницах, который распространила саморегулируемая организация, называется «Ключевые вопросы развития российской пенсионной системы». Повышению пенсионного возраста в докладе посвящено всего одно предложение.
В первой половине документа описывается нынешнее состояние пенсионной системы России.
В АНПФ констатируют: «коэффициент замещения (заработной платы пенсией – прим. ред.) стабильно находится на уровне ниже 40% утраченного заработка при средней заработной плате»; «средний размер назначенной пенсии с учетом единовременной денежной выплаты сократился с 1,765 величины прожиточного минимума пенсионера в 2012 году до 1,533 в 2016 году»; «формирование пенсионных прав граждан в распределительной системе переведено в форму накопления пенсионных коэффициентов; приостановлена индексация пенсий работающим пенсионерам»; «требуется дальнейшее совершенствование механизмов стимулирования работодателей по созданию систем досрочного НПО; не принят Федеральный закон «О государственной поддержке формирования средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения»; «общая численность участников по негосударственному пенсионному обеспечению (основную долю которых составляют участники корпоративных пенсионных программ) с 01.01.2013 по 31.03.2018 сократилась с 6,8 млн чел. до 6,2 млн чел., т.е. на 13%»; «активно участвуют в программе государственного софинансирования пенсии ежегодно всего лишь порядка полумиллиона человек» и т.д.
Таким образом, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, принятая в 2012 году, ничуть не продвинулась в своей реализации.
Коллекция рисков
- За годы реализации Стратегии возросли риски для каждого из участников пенсионной системы: демографический риск, риск бюджетной системы, риск повышения фискальной нагрузки на работодателей и индивидуальных предпринимателей, риск бедности для работника после достижения пенсионных оснований, а также риск невыполнения ожиданий клиентов и учредителей в отношении НПФ и других участников рынка пенсионных услуг. Некоторые риски реализовались, - отмечают в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.
С конца 2012 года по конец 2017 года численность НПФ сократилась вдвое – со 134 до 65. «И этот тренд может продолжиться», – добавляют в Ассоциации.
- Более 37 млн застрахованных лиц воспользовались правом на формирование пенсионных накоплений в НПФ, но изменения в пенсионной системе последних лет не позволили НПФ начать выполнять роль институциональных, в т.ч. долгосрочных инвесторов на финансовом рынке, как в странах с развитыми вторым и третьим уровнями пенсионной системы, - отмечают авторы доклада.
Система порождает бедность
Подводя итоги анализа текущей ситуации, в АНПФ сообщают: «Текущая конфигурация пенсионной системы не обеспечивает достижение международно-признанных норм минимального уровня пенсионного обеспечения, сохраняет высокую зависимость уровня пенсионного обеспечения от состояния бюджетной системы, не формирует возможные ресурсы для социально-экономического развития, поддерживает патерналистское отношение к личному пенсионному обеспечению, и создает риски неустойчивости материального положения текущих и будущих пенсионеров – т.е. генерирует бедность после прекращения трудовой деятельности».
Накопительная часть поможет
Но доклад АНПФ не имел бы смысла, если бы представлял собой всего лишь констатацию неудач. Авторы послания предлагают алгоритм выхода из сложившейся ситуации.
По их мнению, выход заключается в «активизации накопительного компонента». Так, помимо государственных и страховых пенсий, в Российской Федерации должны существовать накопительная пенсия (как форма государственно-частного партнерства, позволяющая снизить будущие обязательства страховой системы), ИПК (пенсия для наёмных работников, утраченная заработная плата которых компенсируется страховой пенсией ниже международно признанных норм пенсионного обеспечения), досрочное НПО (для работников вредных производств), НПО в рамках корпоративных программ и индивидуальное НПО (для самозанятых и др.).
Накопительные компоненты должны охватить большую часть населения России. В АНПФ уверены, если этого не произойдёт, страну ждут негативные последствия:
- рост социальных конфликтов;
- сохранение обширного теневого сектора рынка труда;
- продолжение и усиление оттока наиболее квалифицированных кадров наёмных работников в страны с сильной социальной политикой;
- консервация низкой покупательской способности пенсионеров, недостаточная ёмкость внутреннего рынка товаров, работ и услуг и, как следствие, потенциала роста их производства, прежде всего для малого и среднего бизнеса;
- сохранение дефицита долгосрочных средств на финансовых рынках, низкие показатели роста инвестиций и налоговой базы.
Подать пример
«Очевидно, что исключительно поднятием пенсионного возраста и внедрением отдельных компонентов удовлетворить интересы всех сторон невозможно, - подчёркивают в АНПФ. – Достижение целей обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров требует: увязки мероприятий макроэкономической, финансово-кредитной и социальной политики; построения многоуровневой пенсионной системы, сочетающей страховой и накопительные принципы; создания современной системы управления реализацией Стратегии развития пенсионной системы, исключающей узковедомственные подходы и формальный характер исполнения мероприятий».
- Создание современной пенсионной системы в России невозможно в отрыве от реформирования системы оплаты труда, повышения доли заработной платы в ВВП, радикального сокращения неформального рынка труда, - считают авторы доклада. – Пенсионная система также должна быть сконфигурирована для стимулирования работодателей к повышению заработной платы за счёт увеличения производительности труда с одновременным расширением масштабов деятельности.
Чтобы простимулировать этот процесс, государство должно «подать пример в части внедрения прогрессивных форм сохранения рабочих мест за счёт расширения ассортимента и качества предоставления государственных услуг, повышения квалификации и развития пенсионных программ для работников бюджетной сферы», полагают в АНПФ.
Развитие финансового рынка
- Необходимо развивать финансовый рынок, создавать условия для появления новых эмитентов, прежде всего в тех отраслях экономики, где возможно получение более высокого дохода за счет ускоренного роста компаний и производства инновационных товаров и услуг. В свою очередь, рост инвестиций в такие компании приведёт к увеличению высокооплачиваемых рабочих мест, налоговых поступлений, доходов населения и совокупного фонда оплаты труда, - рисуют идеалистическую картину в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.
При этом в АНПФ признают, что необходимо первым делом решить ряд стратегических задач. В частности, сформировать доверие населения к предлагаемым изменениям. В противном случае «предлагаемые инструменты окажутся невостребованными».
Эксперты АНПФ предлагают перейти от пенсионных «баллов» к прежней системе – денежной оценке пенсионных прав, а также использовать при формировании солидарного компонента пенсий часть прибыли от управления государственной собственностью. Кроме того, считают в Ассоциации, необходимо восстановить формирование накопительной пенсии и право граждан выбирать способ формирования будущей пенсии. Не помешает также разрешить НПФ принимать на аутсорсинг выполнение профильных услуг для других НПФ, в роли агента предлагать продукты третьих лиц и использовать маркетинговые инструменты, широко применяемые другими финансовыми организациям, для привлечения и удержания клиентов (бонусные программы, кобрендовые финансовые продукты).
Для решения ещё одной проблемы – вымывания с рынка небольших, но устойчивых НПФ – целесообразно ввести пропорциональное регулирование путем установления дополнительного требования к собственному капиталу «малых» НПФ (не более 2 млрд рублей средств пенсионных резервов), ведущих деятельность только по НПО: уставный капитал должен быть не менее 7,5% от СПР, но не менее 50 млн рублей, а собственные средства – не менее 10% СПР, но не менее 50 млн рублей.
Кроме того, АНПФ просит предоставить негосударственным пенсионным фондам право размещения доли пенсионных накоплений и резервов в валютных активах, а также инфраструктурных (концессионных) ценных бумагах и активах высокотехнологичных компаний и прочих активах, приравненных к высокотехнологичным, а также повысить текущие максимальные лимиты.
Москва.
обсуждение