Четверг, 21.11.2024
×
Краудинвестиции вызывают вопросы

Обучать, упрощать и защищать

Аа +
+3 -0

Проект Министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» продлён до конца 2020 года. Гражданам не будут рассказывать про фьючерсы и деривативы, а подадут информацию о финансах максимально просто, без назиданий и с упором на художественные образы.

IV Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи начала свою работу 9 апреля. К этому событию был приурочен Круглый стол о финансовой грамотности и её влиянии на развитие экономики и благосостояние населения, который прошёл в пресс-центре ТАСС. Мероприятие посетили журналисты из разных регионов России.

- Как финансовая грамотность влияет на микроэкономику, на жизнь конкретной семьи? – предложила порассуждать коллегам по президиуму модератор, стратегический координатор проекта Минфина России по финансовой грамотности, сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг Группы двадцати (G20) Анна Зеленцова.

Финансовая грамотность – не про деривативы

Первой на призыв модератора откликнулась генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Гузелия Имаева. «Для многих граждан России СМИ являются единственным каналом, через который они узнают о финансовом рынке. Мы не понаслышке знаем, как информационный фон, информационная среда формирует умы потребителей», - начала своё выступление гендиректор НАФИ. Она охарактеризовала основной изъян финансового просвещения: «Очень часто населению рассказывают про какие-то сложные, производные финансовые инструменты: деривативы, фьючерсы, структурные продукты, форекс, и называют это финансовой грамотностью. Всё-таки финансовая грамотность предполагает набор знаний, навыков, установок, касающихся очень базовых вещей. Например: что такое деньги, что такое инфляция, как нужно разносить свои сбережения по разным «корзинам», как рационально подходить к планированию расходов, вести семейную бухгалтерию. С этого начинается финансовая грамотность, а не с деривативов».

Гузелия Имаева напомнила, что отношение к деньгам формируется в детстве, и что Россия занимает 9-е место среди стран G20 по уровню финансовой грамотности населения. Она обозначила «точки отставания». В большинстве своём граждане России планируют финансовое поведение на очень короткий период и недооценивают важность диверсификации. Не более четверти населения ведут учёт доходов и расходов, 60% не имеют сбережений. Каждый пятый считает, что в задержке платежа по кредиту нет ничего страшного, демонстрируя непонимание важности кредитной истории.

Наиболее уязвимыми категориями граждан являются пенсионеры, жители сельской местности, потребители с низким уровнем образования, трудовые мигранты, жители Северо-Кавказского федерального округа. Отдельная категория, которая также попала в число уязвимых – дети и молодежь.

- На сегодняшний момент семья не является каналом трансляции финансового грамотного поведения. Но если мы не занимаемся нашими детьми, то ими занимается кто-то другой. Много рисков исходит из диджитал-среды. Это обещания легких денег, вовлечение в лотерейные схемы и т.д. 29% молодых людей считают, что криптовалюты – это надёжный инструмент инвестирования, - обозначила проблемы Гузелия Имаева. – У молодёжи и у детей очень высокий уровень технической грамотности и очень отстаёт уровень финансовой грамотности. Необходимо как таковое развитие критического мышления.

Гендиректор НАФИ предложила присутствующим представить «идеальную картинку»: имеется грамотный потребитель, он понимает суть финансовых продуктов, ему предоставлена развитая инфраструктура и эффективные инструменты защиты прав. До идеала, как мы понимаем, пока далеко.

- Если мы говорим о финансовой грамотности – надо обучать, если мы говорим о финансовой доступности – упрощать по максимуму, ну и защищать, рассказывать об имеющихся инструментах и институтах защиты прав, - дала напутствие журналистам гендиректор НАФИ, отсылая к известной «триаде» (финансовая грамотность, финансовая доступность и защита прав потребителей).

Круглый стол «Финансовая грамотность и ее влияние на развитие экономики и благосостояние населения»
Круглый стол «Финансовая грамотность и ее влияние на развитие экономики и благосостояние населения»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Финансовую грамотность насильно не повысить

Возвращаясь к теме уязвимости молодёжи и детей, Анна Зеленцова привела примеры «пирамид», функционирующих в интернете по принципу «Заплати N рублей, и мы тебя научим, как быстро заработать». Выяснилось, что молодые люди проявляют большую доверчивость к таким схемам.

Стратегический координатор проекта Минфина напомнила, что в рамках исследования финансовой грамотности 15-летних PISA (Programme for International Student Assessment), которое проводит ОЭСР, российские учащиеся продемонстрировали большой прогресс. В 2015 году они превысили средний международный уровень и перешли с 10 места на 4-е. (Результаты исследования публикуются с задержкой, обусловленной сложностью подсчёта – они стали известны только в 2017 году.)

По словам Анны Зеленцовой, проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» в очередной раз продлён, теперь до 31 декабря 2020 года. Она перечислила ведомства, вовлечённые в реализацию Стратегии повышения финансовой грамотности населения: Министерство финансов, Банк России, Министерство образования и науки, Роспотребнадзор, Пенсионный фонд России и другие.

Одна из задач стратегии сформулирована как «подготовка граждан к жизни в старости». «Мне самой, если честно, не очень нравится эта формулировка. Возможно, мы будем её менять», - поделилась Анна Зеленцова. «Золотой возраст», – подсказали вариант коллеги по президиуму. «Возможно, если работающее население будет задумываться о своей будущей пенсии заранее, старость в России действительно станет золотым возрастом, а пока…» - засомневалась Анна Зеленцова.

Спикер призвала к правильному толкованию терминов: «Микрофинансисты часто говорят: «Вы нас ограничиваете, а как же доступность?» Финансовая доступность – это не когда ты зашёл за угол и сразу деньги получил. Доступность – это наличие необходимой информации для принятия решения, в том числе информации о корректной стоимости услуги».

Сложность финансового просвещения заключается ещё и в том, что люди не любят поучений и назиданий. «Те, кому нужна финансовая грамотность, не считают, что она им нужна, - констатировала Анна Зеленцова. – «Вот будут деньги – тогда и займусь финансовой грамотностью», - говорит человек и продолжает брать самые дорогие кредиты».

- Люди воспринимают информацию проще, когда она подаётся при помощи художественных образов, - сказала Анна Зеленцова и упомянула о телевизионном сериале, в который были включены эпизоды, демонстрирующие финансово грамотное поведение.

Логика хоть и извращённая, но она есть

Заведующий Лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ им. Ломоносова, ведущий научный сотрудник кафедры макроэкономической политики и стратегического управления Ростислав Кокорев подчеркнул, что в России влияние журналистов на финансовую грамотность населения особенно велико. Ещё в СССР движение защиты прав потребителей в конце 80-х – начале 90-х годов начиналось с газетных публикаций.

- Где корень проблемы? У нас финансовые институты сплошь недобросовестные и жулики? Или потребители ленивые и жадные, туповатые и сплошь неграмотные? Или у нас плохое законодательство, несмотря на то что его совершенствуют со страшной силой, а может быть, из-за этого? Или плохая институциональная среда и вообще институциональное проклятие? Думаю, что всего понемножку, - сам себе ответил Ростислав Кокорев.

- Недоверие к финансовым институтам мощное, выстраданное (обманывали много нас) парадоксальным образом сочетается у наших граждан с нежеланием разбираться в сути и условиях предоставления услуги. Думают: «Всё равно меня обманут – пойду ка лучше съем шоколадку или кино посмотрю, зачем вчитываться во всё это». Извращённая логика, но всё-таки какая-то логика в этом есть, - отметил заведующий лабораторией финграмотности.

Хорошая, ориентированная на долгосрочную работу финансовая организация всегда охотно делится информацией о себе, подчеркнул докладчик. Он уделил особое внимание последствиям развития финтеха. «Я кликнул по какой-то клавише в компьютере и, оказывается, я заключил договор. А я думал, что я только что-то там выясняю, - привёл распространённый пример Ростислав Кокорев. – И, если мне попались паспортные данные уважаемой Анны или уважаемой Гузелии, я могу в интернете микрозаёмчик взять». (Анна Зеленцова и Гузелия Имаева переглянулись и натянуто улыбнулись.)

- Кстати, что нести в суд, если всё было в электронном виде? Скриншоты? Выписки из банкомата? – продолжал рассуждать завлабораторией. – Мы попадаем сейчас на совершенно новые проблемы.

Он упомянул о «новой возможности» защиты прав потребителей финансовых услуг, которая появилась наряду с обращениями в традиционные институты – скандалах в соцсетях. «Ты в банк обратился, он от тебя отмахнулся. Пришёл домой, пожаловался в соцсети, и банк тут же появляется с извинениями», - описал типичную ситуацию докладчик.

Одной из своих задач Лаборатория финансовой грамотности экономического факультета МГУ видит написание электронного учебника по финансовой грамотности, рассказал Ростислав Кокорев.

Финграмотность по-женски

Директор Национального центра финансовой грамотности Евгения Блискавка поделилась интересным открытием:

- На наши мероприятия приходят в основном женщины, процентов на девяносто. И мы стали заниматься таким предметом, как женская финансовая грамотность. Мы с девушками разговариваем про рентабельный гардероб, разумные путешествия, общение с детьми на тему денег…

По мнению Евгении Блискавки, женщины ждут максимальной простоты и краткости от информации о финансах.

«Сам себе эксперт»

По мнению эксперта проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Сергея Макарова, важно доносить информацию о финансовой грамотности в двух каналах – от человека к человеку и через социальные сети и СМИ.

В рамках проекта подготовки консультантов-методистов по финансовой грамотности для проекта Минфина на базе Финансового университета при Правительстве РФ прошли обучение более 4000 человек, в том числе журналисты. Сергей Макаров привёл примеры значимых кейсов, реализованных консультантами.

- Если в зоне досягаемости нет необходимых экспертов, вы сами можете ими стать! – подытожила, обращаясь к представителям СМИ, Анна Зеленцова.

- И это нормально! – добавил Сергей Макаров.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Сигнал тревоги или временные трудности? Сигнал тревоги или временные трудности? Растет число проблемных кредитов. Является ли это предвестником скорого вала банкротств? Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Китайский технологический гигант Baidu сообщил о падении выручки в третьем квартале на 3%, поскольку компания столкнулась со слабыми расходами со стороны клиентов на свои рекламные услуги в условиях вялой экономики. Несмотря на это, компания превзошла ожидания рынка, чему способствовал рост в сегменте облачных технологий и искусственного интеллекта. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)