При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Венчурный рынок в России продолжает оставаться даже не на периферии мирового – на отшибе. И ситуация с каждым годом ситуация всё ухудшается. При этом из России немало команд, которые создают успешные стартапы в США и Европе. Об этом и многом другом интересном говорили 19 декабря на конференции «Большой куш», организованной StartTrack.
Про венчурный рынок принято рассказывать сказки, на деле же средняя доходность венчурных инвестиций едва-едва может конкурировать с доходностью депозита, ну а в России с этим просто беда.
64,8% инвестиций едва-едва окупаются
Евгений Тимко, сооснователь венчурного фонда Xploration Capital, на конференции «Большой куш», которую организовала инвестиционная площадка StartTrack, привёл следующую статистику:
– средняя оценка стартапов на «посевной» (seed) стадии: США – $7 млн, Китай – $5 млн, Европа – $4, Россия – $1 млн;
– объём сделок в ключевых хабах в 2012-1п2018 года: Кремниевая долина – $140 млн, Пекин – $72 млн, Нью-Йорк – $36 млн, Шанхай – $23 млн, Москва – $3 млн;
– возврат вложенного в стартапы капитала (при среднем инвестиционном цикле в 7 лет): 0-1х – 64,8%, 1-5х – 25,3%, 5-10х – 5,9%, 10-20х – 2,5%, 20-50х – 1,1%, 50х+ – 0,4%. Чтобы было понятно, стоит пояснить, что 64,8% инвестиций едва-едва окупаются, ни о какой прибыли там речи не идёт.
Все, кроме нас
Прошлый год в плане развития венчурного рынка был успешным для Запада, за исключением России. Все участники дискуссии единодушно согласились с этим тезисом.
Артём Инютин, сооснователь и директор по инвестициям ТМТ Investments и сооснователь РБК, расценил уходящий год как год застоя:
– Ничего не происходит, каждый следующий год похож на предыдущий. Да, есть какой-то технический рост. Рынок окуклился. При этом подвижки идут в Европе, особенно в Великобритании. Германия неплохо смотрится. Венчуры в США традиционно растут, как и их экономика. И кто бы что не говорил о Дональде Трампе, но его влияние на экономику положительное.
Рецепт успеха от Инютина выглядит так: 30-40 максимально диверсифицированных инвестиций.
С ним согласился Дмитрий Гальперин, инвестиционный директор Runa Capital:
– Да, венчуры показывают хороший рост, в следующем году будет много IPO. По своему портфелю могу сказать, что 10 компаний в этом году, некоторые из которых с российскими корнями, подняли $250 млн внешнего финансирования.
По словам Алексея Горячева, старшего партнёра RB Partners, идёт исход проектов из России:
– Наши проекты пытаются стать глобальными, но чтобы стать такими они едут в Европу, потому что в США очень сложный и очень конкурентный рынок. Очень важно, что там все помогают расти стартапам, а у нас за дверями стартапов стоит налоговая и прокуратура. Вот и весь ответ.
Причина проблем так же в том, что в России слишком замкнутый рынок, местные инвесторы не хотят изучать компании, у них нет навыков, экспертизы.
Сергей Сосульников, партнёр Target Asset Management, подтвердил, что наиболее интересными рынками для развития стартапов являются Великобритания и Германия. По его словам, большой интерес для инвестиций представляют платформы, которые дают деньги под залог, например, жилых зданий:
– Второе интересное направление – так называемое альтернативное финансирование под залог судебных исков, под страхование жизни. Здесь доходность может доходить до 10% в долларах.
Эксперты также высказались в пользу финтех-стратапов, включая связанные со страхованием, а также всевозможные маркетплейсы.
Дмитрий Фирскин, директор по инвестициям венчурного фонда Altair Capital, рассказал о трудной жизни бизнес-ангелов:
– Им всё сложнее и сложнее. Если раньше средний чек в США составлял $20 тысяч, то сейчас уже $50 тысяч и то за такие деньги с вами не каждый будет разговаривать. И ещё: бессмысленно приезжать в США с надеждой там найти стартап, там большая конкуренция.
Что выйдет из моды? И что в моду войдёт?
Мнения экспертов на этот счёт разделись.
Сергей Сосульников считает, что тема с искусственным интеллектом (ИИ) перегрета и должна пойти на спад. «Устал» рынок и от платформ взаимного кредитования (p2p), поскольку в такие платформы стали заходить консервативные инвесторы – такие, как пенсионные фонды и поэтому доходности там значительно снизились. Инвестор считает, что интересными будут «ортодоксальные» темы: финансирование под залог, традиционный финтех.
Однако Алексей Горячев полагает, что тема ИИ просто обретёт другое название – machine learning, какой она всегда и была, поскольку никакого ИИ просто не существует в природе. Горячев считает, что успех будет зависеть от более профессионального подхода:
– Эпоха тех, для кого венчуры это хобби, уходит в прошлое.
Артём Инютин надеется, что в будущем году окончательно канут в лето истории с ICO:
– Больно видеть, как люди теряли много денге на откровенно мошеннических схемах. Что же касается трендов, то считаю, что будут рулить маркетплейсы, медицина, образовательные стартапы.
Дмитрий Гальперин считает, что по-прежнему будут очень востребованы компании, которые занимаются автоматизацией рутинной офисной работы:
– И ещё food tech.
На какую реально доходность можно рассчитывать?
Алексей Горячев привёл следующую статистику:
– Самые лучшие 25% венчурных фондов дают доходность в 20-25%. Остальные меньше, либо не получают ничего.
Облигации через приложение
Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.ru, предсказал приход в Россию таких компаний, как Opendoor, Ofo, Fair, Carvana.
Денис Зибарев, управляющий директор ИК «Септем Капитал», рассказал, что в этом году его компания запустила перспективный проект Yango:
– Это полностью удалённое открытие брокерских счетов для покупки облигаций, в том числе высокодоходных (ВДО). Можем сказать, что в отличие от США у нас пока исключительно частные инвесторы, хотя вот в США – институционалы, консерваторы, хедж-фонды. Рассчитываем, что по ВДО доходность в будущем году составит 13-18%, а в 2020 году – 12-16%. Кремневая долина, напомню, тоже начиналась с высокодоходных облигаций.
Москва.
обсуждение