При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Одной из основных тем на ежегодной конференции «Российский фондовый рынок», которая прошла 21-22 мая в столичном отеле Хаятт Ридженси Петровский Парк, стало регулирование и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг.
Вопросам регулирования было посвящено сразу несколько секций, как в первый, так и на второй день мероприятия. Нужно сразу сказать, что мнения самих участников рынка, выступавших на конференции, по этому поводу были очень разные – от «все пропало» до «всем довольны».
Необходимость и перекосы
Большая панель под названием «Регулирование и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Развитие саморегулирования» прошла 21 мая. Модератором на ней выступил Алексей Тимофеев, президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), которая являлась организатором конференции, при поддержке другой СРО финрынка – Национальной финансовой ассоциации (НФА). Тимофеев высказал точку зрения, что в последнее время отношения между регулятором и индустрией постепенно смягчаются, растет взаимное доверие.
Тимур Турлов, генеральный директор ИК Фридом Финанс, согласился, что ситуация в целом с каждым годом становится лучше. Однако заметил, что в отдельных моментах регуляторные нормы ограничивают развитие рынка и приводят к снижению конкурентоспособности отечественных игроков по отношению к зарубежным компаниям, имеющим доступ к привлечению российского потребителя. «Наш бизнес в числе прочего всегда фокусировался на предоставлении доступа к иностранным рынкам. С 1 января 2019 года мы получили возможность всю свою деятельность структурировать через российского брокера, появились механизмы доступа к иностранным рынкам, которые делают нас более конкурентоспособными. Однако остается еще много регуляторных условий, в которых западные брокерские компании чувствуют себя значительно свободнее, чем наши. Как бы мы ни хотели защищать своего отечественного производителя, в том числе, финансовых продуктов, нам не стоит сбрасывать со счетов доступ на мировые площадки. Очень хочется, чтобы инструменты, которые есть в распоряжении европейских и американских неквалифицированных инвесторов, были доступы и нашим клиентам», – сказал Тимур Турлов.
В свою очередь Роман Лохов, главный исполнительный директор BCS Global Markets, заметил, что масштаб регуляторных правил и установок сейчас растет во всем мире, в том числе в Великобритании, в Европе. «Наиболее щадящий режим сейчас разве что в США. Но в целом регулирования становится больше, и оно становится все дороже – издержки растут безумно», – сказал он. В то же время специалист выразил понимание по поводу того, что в России регуляторные ужесточения и постоянные изменения правил обусловлены эволюционными процессами – развитием технологий, формированием биржевой инфраструктуры, появлением новых инструментов. Понятно, что в такой ситуации нужны новые проявила. Тем не менее, в соответствующих действиях регуляторов иногда бывают перегибы и нескоординированность, которые хотелось бы минимизировать», – продолжил Роман Лохов.
– Не только у управляющих компаний, у всей индустрии растут затраты, связанные с сопровождением бизнеса, в том числе из-за регулирования. И это на фоне снижения маржинальности в целом по финансовому сектору. Понятно, что регулирование нужно совершенствовать, ограждать инвесторов от различного фрода. Однако есть достаточно много мелких перекосов, которые в совокупности создают большие проблемы, – развил тему Алексей Антонюк, генеральный директор Газпромбанк – Управление активами.
Он привел пример недавнего письма от ЦБ, которое касается сроков актуальности определенных документов. «Если через нас открывается клиенту депозитный счет, то нам каждый день нужно получать (а банкам – выдавать) выписки по этому счету, несмотря на то, что есть ежедневная сверка, есть депозитарий, который дает согласие на сделки», – продолжил спикер. И таких мелочей, по его словам, много. В совокупности они дают очень серьезную нагрузку на сотрудников, ведут к росту соответствующих затрат. Он предложил перенимать западный опыт, где каждый игрок рынка занимается своим делом: УК – управляет активами клиентов, спецдепозитарий – учетом. «Весь учет там на аутсорсинге, и для всего есть отдельное регулирование», – добавил Алексей Антонюк.
Конкретную цифру по увеличению затрат управляющих и инвестиционных компаний (УК и ИК) назвал Андрей Звездочкин, генеральный директор АТОН. Сославшись на опросы, проведенные специальной рабочей группой в рамках НАУФОР, он сказал, что с 2012 года в среднем по индустрии косты, связанные с регуляторной нагрузкой, выросли в 2,5 раза, что в свою очередь приводит к вынужденному повышению тарифов для клиентов.
Еще одна существенная (правда, пока потенциальная) проблема, по его словам, связана со вступлением в силу закона об инвестиционном консультировании. «Закон правильный и хороший, и, на мой взгляд, в дальнейшем очень позитивно повлияет на рынок. Но есть нюанс. Есть риск того, что иностранные компании смогут приходить в Россию, регистрироваться как инвестиционные консультанты и обслуживать наших граждан, не неся при этом той регуляторной нагрузки, которую имеют российские участники рынка», – высказал опасения Андрей Звездочкин. Он призвал ЦБ рассмотреть этот вопрос, «учитывая то, что одним из приоритетов регулятора является создание справедливого конкурентного рынка».
Ирина Кривошеева, председатель правления, генеральный директор УК «Альфа-Капитал», привела в пример появившиеся недавно на российском фондовом рынке биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФ). «Пока их всего восемь, но и с этим количеством мы уже за короткое время преодолели отметку в 5 млрд», – напомнила она. По словам Ирины Кривошеевой, это продукт можно было бы сделать значительно дешевле для потребителя, если бы не его громоздкая инфраструктура, которая установлена регулятором и предусматривает расходы на спецдепозитарий, аудиторов, посредников и пр. «Можно в два раза сократить стоимость продукта для конечного клиента, если набраться мужества и разобраться в конструкции», – сказала она.
По поводу иностранных конкурентов Ирина Кривошеева пошутила, что рада их приходу: «Пусть они, как мы, побьют чеки по всем скидкам, надбавкам, вознаграждениям за управление, и потом отравят каждому клиенту по итогам квартала или даже каждый день, если, к примеру, происходят операции по ПИФ».
Кому жить хорошо
Сергей Лукьянов, вице-президент банка Открытие, призвал коллег не жаловаться на регуляторную нагрузку и принимать новые правила игры. «Что касается снижения нагрузки, то этого ждать не стоит – наоборот, ее будет все больше. И еще нужно учитывать, что у ЦБ много департаментов, каждый из которых будет заботиться о своем периметре. Но при этом давайте будем честны – клиентов становится больше, индустрия зарабатывает столько же, сколько и раньше, а кто-то и больше. При этом задача регулятора – защитить вновь приходящих, чтобы они остались и позвали других. Единственно, мы совместно с регулятором можем сделать так, чтобы правила были более разумными», – сказал топ-менеджер Открытия.
– Чем ближе компания к государству, тем веселее у ее представителей голос, – поделился наблюдением Владислав Кочетков, президент, председатель правления инвестиционного холдинга Финам. Намек, который приобрел двойное значение, поскольку Сергей Лукьянов сидел в президиуме рядом с Ларисой Селютиной, директором департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России, вызвал смех и аплодисменты в зале. «Я хотел бы покуситься на мировоззрение ЦБ, который считает, что во главе всего стоит только защита инвесторов, а интересы бизнеса не так важны», – продолжил Владислав Кочетков. Никакие аргументы, касающиеся этого вопроса, по его словам, не принимаются во внимание, попытки рассказать, почему рынок в результате тех или иных новых нормативов или законодательных инициатив умрет, не работают.
– Умрет и умрет, рынком больше, рынком меньше. Я, конечно, утрирую, но мне позиция представителей финансовых властей видится именно так. При этом, на мой взгляд, ЦБ должен обращать внимание и на существующие потребности бизнеса. Считает ли кто-то стоимость регуляторной нагрузки? Развиваться очень сложно. Получается, что мы все больше работаем «на директивы регулятора», не успевая производить новые продукты. Кто-то пока адаптировался, чувствует себя сейчас нормально, но при этом клиентская база постепенно уходит, – высказал точку зрения глава Финам.
Андрей Жуйков, партнер, член совета директоров группы компаний «Регион», в свою очередь отметил, что рынок ценных бумаг не обошел процесс укрупнения и концентрации. «Если по совокупному объему активов в управлении на топ-10 компаний в 2014 году приходилось 52% рынка, то сейчас – 72%. По факту индустрия УК становится индустрией первых десяти. В брокеридже ситуация немного лучше, но здесь тоже есть концентрация – в сегменте облигаций, а также а срочном и валютном рынках», – сказал эксперт.
Евгений Смушкович, глава региона Россия, Центральная и Восточная Европа в Bank Julius Baer & Co Ltd, предостерег российских коллег от заблуждений относительно регулирования на западных финансовых рынках. «Мы, как организация с главным офисом в Швейцарии, давно уже столкнулись с теми проблемами, которые для вас актуальны только в последнее время. Стоимость обслуживания клиентов в Европе тоже растет, и будет расти. Заработки будут падать», – сказал он. При этом Евгений Смушкович отметил доступность для общения с бизнесом сотрудников ЦБ. «Мне нужна была консультация, и я просто позвонил и попросил о встрече, которая незамедлительно была организована. Для сравнения, такой аудиенции в ЦБ Швейцарии я бы ждал долго», – рассказал он.
Замыкал группу выступающих представителей бизнеса Алексей Большаков, генеральный директор Ситигруп Глобал Маркетс, который лаконично отметил, что никаких замечаний нет. Для иллюстрации он сравнил положение дел на сегодня с ситуацией трехлетней давности, когда перед посещением одной из конференций-встреч с регулятором попросил своих сотрудников набросать ему в почту беспокоящие их вопросы, предложения, которые нужно озвучить перед аудиторией. «Я помню, что тогда меня не просто завалили сообщениями, а все пришли в офис и «рвали волосы» по поводу разных директив регулятора. При этом аналогичная просьба перед сегодняшней конференцией практически вообще осталась без ответов. На вопрос – почему, все наши специалисты ответили, что им все понятно, а что не понятно, то можно просто позвонить куратору в ЦБ или в Московскую биржу, где все объяснят», – поделился Алексей Большаков.
За регулятора ответ перед аудиторией держала Лариса Селютина, которая попыталась объяснить собравшимся позицию ЦБ. «Тема регуляторной нагрузки – вечная. Бизнес всегда будет говорить о том, что регулирование тормозит развитие. Для вас это косты. Но надо взвешивать плюсы и минусы. Вы говорите, что нагрузка выросла в 2,5 раза. Но, коллеги, переход на МСФО и XBRL не может дать быстро положительные результаты. Процесс не быстрый. Мы не можем в один момент ликвидировать дублирование отчетности, которая была годами. Но в будущем у нас благодаря этому переходу появится централизованное хранилище данных, что существенно упростит для всех работу. Если бы мы не перешли на МСФО, то ваши бухгалтера никогда не сдвинулись бы с места. А мы же с амии говорим, что хотим выхолить на международные рынки и занимать там свою нишу. Есть у вас такие амбиции, я надеюсь?», – спросила Лариса Селютина.
Она также отметила, что ЦБ старается быть максимально открытым для участников рынка. «Вы все знаете заранее, что мы собираемся делать по направлению брокерской деятельности, дилерской деятельности и пр. По всем темам мы выпускаем доклады, обсуждаем и согласовываем все инициативы с профсообществом», – отметила представитель Банка России.
Новые песни о главном
Обсуждение темы регулирования продолжилось и на второй день в рамках двух параллельных секций: рРРегулирование брокерской деятельности и регулирование рынка коллективных инвестиций. Обозреватель портала Finversia.ru выбрал брокеров, на секции которых модератором был Владислав Кочетков.
Часть спикеров «перешла» с панели предыдущего дня, помимо модератора это были Лариса Селютина, Андрей Звездочкин и Роман Лохов. К ним присоединились Андрей Салащенко, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и общественными организациями «Открытие Брокер», Владимир Яровой, управляющий директор Sberbank CIB и Александр Емешев, вице-президент, директор по разработке новых продуктов Тинькофф Банк.
На этот раз Лариса Селютина открывала мероприятие. На вопрос модератора о том, как ЦБ собирается работать в русле термина «регуляторная гильотина», который недавно был озвучен российским премьером Дмитрием Медведевым, она ответила, что этот термин никак не относится к финансовому рынку. «Тема привлекательная. Но это касается отраслей экономики, где регулирование имеет долгую историю с советских времен и накоплены серьезные системные противоречия».
На момент перехода под регулирование Банка России деятельность профучастников рыка ценных бумаг регулировали порядка 55 документов. За этот период отменено 23 акта и выпущено более 110 новых. Регулирование брокерской деятельности, по словам Ларисы Селютиной, будет осуществляться в строгом соответствии с положениями консультативного доклада. На сегодняшний день из согласованных с рынком направлений принято положение по внутреннему учету профессиональных участников, по маржинальной торговле. Также принят нормативный акт и порядок расчета по показателям краткосрочной ликвидности и достаточности капитала. Сейчас ЦБ активно работает над внесением изменений в закон о рынке ценных бумаг, касающийся брокерской деятельности и исполнения норм кодекса профессионального поведения (предоставления полной информации для принятия инвестиционного решения до продажи услуги). Расширяется перечень инструментов, который может быть на брокерском счете (речь о драгоценных металлах). «Вы все это знаете, но у меня все время есть желание вам лишний раз напомнить, чтобы не было как с законом о инвестиционных советниках, который много раз обсуждали, все понимали, что он будет принят, а когда прияли, то сделали вид, что это какая-то неожиданность», – сказала Лариса Селютина.
Роман Лохов рассказал об опыте работы с компаниями, которые хотят стать участниками долгового рыка, но которые нужно «выращивать» и сопровождать до эмиссии облигаций. Владимир Яровой, в свою очередь, высказал позицию в отношении многочисленных дискуссий, которые ведутся на рынке на тему индивидуальных инвестиционных счетов и предлагаемых законодательных изменений по ним (увеличение суммы вложений, изменение срока удержания средств для получения льгот и пр.). «На мой взгляд, три года – это мало. Нужно смотреть шире и увязывать это все с пенсионными деньгами», – отметил он.
Андрей Салащенко по просьбе модератора коснулся темы нормативов ликвидности брокерских компаний. А Александр Емешев отметил противоречие между стремлением регулятора к цифровым и дистанционным сервисам для потребителей финансовых услуг и введением ограничений по квалификации инвесторов.
Москва.
обсуждение