При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Россия – крупнейший производитель золота, но инвестиции в драгоценный металл на внутреннем рынке пока не популярны. Между тем, именно золото могло бы стать для россиян надёжным защитным активом и даже дать фору доллару, полагают эксперты.
21 ноября в отеле Mariott Royal Aurora состоялся Международный форум «Российский рынок драгоценных металлов», организованный Национальной финансовой ассоциацией. На регуляторной сессии разговор всё время шёл вокруг перспективы отмены НДС на инвестиционное золото, лишь изредка сбиваясь на другие темы.
«Сгладить историю с валютами»
- Где-то два года назад мы затеяли очередную дискуссию по поводу отмены НДС на драгоценные металлы в слитках. В сентябре этого года Совет Федерации внёс в Государственную Думу законопроект по поводу отмены НДС, - сказал Василий Заблоцкий, президент СРО НФА, и передал слово Мухарбию Ульбашеву, заместителю председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
- Когда возникли внешние ограничения, связанные с санкциями по отношению к нашей стране, мы решили, что надо как-то сглаживать историю с долларом и иными валютами, чтобы у наших граждан были иные активы для сохранения своих средств. Мы посчитали, что тема с инвестиционным золотом недооценена, - объяснил причину активности Совета Федерации по данному направлению Мухарбий Ульбашев.
На данный момент на российском рынке действует 20% НДС на реализацию золота в слитках. Инвестиционный спрос на него минимален. Россиянам, которые хотят приобрести золото, выгоднее делать это в других странах – например, в Казахстане, признал представитель Совета Федерации.
Законопроект поправок в налоговый кодекс, внесённый в Госдуму, закрепляет понятие инвестиционного металла, не облагаемого НДС. По замыслу разработчиков, законопроект будет способствовать росту спроса на золото и росту поступлений по налогу на прибыль. «Мы видим, что будет значительный рост поступлений налогов казну, - добавил представитель Совфеда. – Кроме того, надо очищать рынок, чтобы не было всевозможных лазеек и уловок. Если оценить нашу «ювелирку» примерно в 30 тонн (потребность), то через ломбарды у нас проходит примерно такая же величина. Значительная часть серой составляющей присутствует».
«Нет спроса на золото? Вы не умеете предлагать!»
- Законопроект пока в Минфине, официально в Банк России в последнее время он не поступал, - сказала Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России. – Развитие золота как инвестиционного продукта, конечно же, даст определённый стимул спросу.
Лариса Селютина напомнила, что Россия унифицирует законодательство со странами ЕврАзЭС, в том числе в части развития инвестиционных инструментов. Если этого не сделать, возникнет регуляторный арбитраж и будут процветать «серые» схемы. «Это то, чего хотелось бы избежать», - добавила Селютина. По словам представителя ЦБ, рынок золота «постоянно толкают к развитию», но он «живёт своей жизнью, и живёт в целом неплохо». Рынок растёт с точки зрения добычи, производства, осуществляется экспорт.
- Если говорить о недостаточности инвестиционного золота, значит, пока нет такой потребности. Или мы не умеем предлагать, - обратилась к представителям рынка Лариса Селютина. – На мой взгляд, молодому поколению это уже не так интересно. Они живут в мире гаджетов, новых технологий. Если мы не придумаем, как преумножить их инвестиционный портфель с помощью драгоценных металлов, чтобы им при этом не пришлось вставать с дивана, то, я боюсь, что заметное увеличение спроса нас не ждёт.
По мнению Ларисы Селютиной, перспектива увеличения спроса на золото заключается в развитии производных финансовых инструментов. С точки зрения регулирования для этого созданы все возможности, уверена она.
Слиток лучше дериватива
- А может, не надо отменять НДС? Может, вообще физический металл скоро перестанет существовать? – провоцировал Василий Заблоцкий следующего спикера – Евгения Агешина, старшего управляющего директора-начальника управления клиентских операций с долговыми бумагами и деривативами Сбербанка.
- Действительно, мы предлагаем разные инструменты, привязанные к драгметаллам, и они пользуются спросом, но это не то же самое, что инвестиции в драгоценные металлы, - ответил Евгений Агешин. – Драгметаллы в физической форме традиционно являются активом-убежищем. И мы видим спрос со стороны наших клиентов как крупных, так и небольших, особенно после истории с санкциями. Мы видим спрос на физическое золото, а удовлетворить его, к сожалению, не можем. Считаем, что отмена НДС действительно всколыхнёт рынок, позволит реализовать этот спрос именно в России.
По мнению Евгения Агешина, имея физический металл, клиент абсолютно ни от кого не зависит. А что до молодого поколения, предпочитающего электронные инвестиции, то «это не те люди, которые имеют деньги», возразил спикер.
- Если бы маленькие слитки можно было купить в обменных пунктах как валюту, то выбор между долларом и золотом, возможно, всё чаще падал бы в сторону золота, – предположил Василий Заблоцкий.
«Неплохой челночный бизнес» и слитки под подушкой
Алексей Кузнецов, партнёр Ernst & Young, назвал вывоз слитков из Казахстана «неплохим челночным бизнесом», и выразил удивление, почему Россия должна поддерживать экономику страны-соседа, если может создать аналогичные условия у себя.
- Отмена НДС была бы манной небесной, - сказал Алексей Кузнецов. – Причём для многих граждан важно не иметь слиток под подушкой, а иметь возможность забрать его из банка.
Василий Заблоцкий заметил, что в случае отмены НДС кто-то должен будет компенсировать выпадающие налоги. «Вы согласны с тем, что обязанность заплатить налоги перенесут на вас?», - с иронией в голосе спросил президент НФА Вадима Серова, заместителя председателя правления Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза.
Вадим Серов отшутился и призвал не рассматривать отмену НДС как решение всех проблем. Он описал тенденции на рынке ювелирных изделий, который приспосабливается к реалиям и деталям налогообложения, «используя как законные способы, так и не совсем законные».
- Конечно же, мы поддерживаем отмену НДС для физлиц. Де-факто мы к этому уже пришли. Казахстан год назад НДС отменил. Лишь вопрос времени, когда эти слитки появятся на российском рынке, - сказал Вадим Серов.
Транзакционные препятствия
Михаил Дягилев, генеральный директор аффинажного завода Красцветмет, сообщил, что на данный момент металл по обезличенным металлическим счетам нельзя переводить от одного лица к другому – как между физлицами, так и между юрлицами. По мнению Михаила Дягилева, безналичные расчеты в драгметаллах сократили бы транзакционные издержки участников рынка. «Скорость в этом бизнесе очень важна», - добавил он. Трансграничные операции с использованием счетов в драгметаллах отнимают 3-5 дней только на таможенные и контрольные процедуры.
- В чём проблема? Это с 1997 года возможно, - удивилась Лариса Селютина. – Если банк до конца не отработал свои сервисы или боится чего-то, это уже проблема конкретного банка.
Судя по репликам из зала, мнения аудитории разделились – кто-то поддержал точку зрения Ларисы Селютиной о доступности переводов между металлическими счетами разных лиц, а кто-то – мнение Михаила Дягилева относительно сложностей использования данного инструмента.
ЦБ: «Надежда на молодых и голодных»
Д-р Татьяна Фиц, директор отдела взаимодействия с центральными банками и обсуждения государственной политики Всемирного совета по золоту, охарактеризовала мировой рынок золота и инвестиций в него. Россия является одним из крупнейших производителей золота, но доля инвестиций в него на внутреннем рынке чрезвычайно мала – 0,5%. Самыми передовыми в этом отношении странами, в том числе с точки зрения законодательства, являются Китай, Сингапур и Германия. Государства, отменившие НДС на металл, испытали сильное повышение спроса на него.
- Мы как страна, производящая большое количество золота, можем стать центром инвестиций, хабом, развивать этот рынок. Но я вижу мало желания пока. Вся надежда на молодых и голодных, - отреагировала Лариса Селютина.
- А как вы относитесь к возможности вложения пенсионными фондами в драгметаллы? – спросил Василий Заблоцкий.
- Я положительно отношусь, - ответила Селютина. – Надеюсь, мои коллеги тоже отнесутся с пониманием.
Для того чтобы запустить данный процесс, необходимо развивать инструменты и хеджировать риски, добавила Лариса Селютина.
«Дадим что-то людям в руки – они что-нибудь не то сделают»
Михаил Дягилев устроил собравшимся «минутку самоанализа».
- Одна из наших проблем в том, что мы очень боимся совершить какую-нибудь ошибку. Нам так страшно, что мы людям что-то дадим в руки, а они что-нибудь не то сделают. Нам страшно снять ограничения с бизнеса, потому что бизнес – он же наверняка побежит не в ту сторону, сделает что-нибудь криминальное, и мы опять будем разгребать. И поэтому мы вошли в состояние, которое длится в отрасли годами или даже десятилетиями – мы боимся сделать следующий шаг, - обратился к залу гендиректор Красцветмета. – Ну хочется поработать, хочется сделать что-то классное. Хочется конкурировать с теми, кто впереди нас – Швейцарией, США. Мы вполне можем это сделать, у нас много что есть – и в голове, и в технологиях. Давайте перестанем сами себя бояться.
Присутствующие поддержали Михаила Дягилева аплодисментами.
Москва.
обсуждение