При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
БКС Премьер и FinExpo 31 мая провели конференцию «Куда идёт мировой капитал и как на этом заработать?». Лейтмотивом обсуждения стали стратегии по инвестированию в валюте США и на американских же рынках.
Не знаю, как насчёт успешности, но, по крайней мере, организованности клиентов БКС Премьер можно позавидовать. В этот последний вечер мая в гостиницу «Украина» пришли более 300 человек – разных возрастов, социального статуса и опыта инвестирования на рынках. Два часа терпеливо слушали, а затем ещё больше времени - общались со спикерами. Согласитесь, что такая картина не очень-то вяжется с тем, что нам обычно рассказывают: что активных частных инвесторов чересчур мало, что рынок иссыхает, а у людей нет свободных денег. Есть, и люди ищут гавани, где их припарковать в ближайшее время. На повестке дня – пессимизм в отношении отечества родного и чрезмерный оптимизм – в отношении американского.
Гвоздь программы – неистовый интеллектуал от финансов - Евгений Надоршин. В прошлом советник министра экономического развития, ныне – главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал».
- То, что вы сегодня услышите – это не про то, как летают облака и как они могут кучковаться на самом верху. Это про практические вещи! – не успел Максим Шеин, главный инвестиционный стратег БКС, в роли конферансье, открыть конференцию, как немедленно попал в конфузную ситуацию.
- Спасибо большое. Но практические вещи – это очень далеко от меня. Я как раз про облака, - выйдя к кафедре первым делом сообщил Евгений Надоршин.
А мог бы пощадить ведущего? Но как? Евгений всю российскую экономику и все наши перспективы не пощадил – не задумываясь пустил под нож.
Нулевой рост вместо 2%
- Честно вам признаюсь, я пессимист и очень пессимистично смотрю на ситуацию. В отличие от Минэкономразвития я не жду никаких 2% роста. Я жду нулевого роста.
По убеждению Надоршина, росту российской экономики не способствуют ни внешние, ни внутренние факторы:
- Если вы обратили внимание на итоги встречи G7, то знаете, что случись что и развитые страны немедленно усилят санкции в отношении нас. А это значит, что бизнес из этих стран не будет рваться на наш рынок.
Для выполнения плана властей обеспечить рост ВВП в 1,5-2% экспорт должен показывать темпы минимум в 4-5% в год.
- Но куда мы можем направить наш экспорт? Тем более не сырьевой? С развитыми рынками все понятно – там политические нюансы. С развивающимися? Нам есть, что поставить, например, Китаю?! У других же развивающихся стран проблем не меньше, чем у нас, да и рынки там с недостаточной ёмкостью. Не развиваются развивающиеся рынки прежними темпами. А подобная вялотекущая динамика – это угроза для нефти. Обратите внимание, что нефть упала и никак не может восстановиться после итогов заседания ОПЕК.
По мнению экономиста, помимо спекулятивного шума это связано с опасениями рынков, что пролонгация сокращения добычи в прежних объёмах совсем недостаточно. И что предложение по-прежнему выше спроса на нефть. Драйвером последнего десятилетия в мире была глобализация – бурное развитие международной торговли. Однако глобализация более не тянет мировую экономику вверх, а другого локомотива экономического роста мир пока не обнаружил. Если предположить, что МВФ сохранит столь же значительное смещение прогнозов на горизонте до 2021 года, как и на горизонте до 2016 года, то мировая экономика продолжит замеляться: с 2,96% роста в 2017 году до 2,24 по итогам 2021 года. Что касается темпов международной торговли, то они и вовсе скатятся с 2% до нуля в 2021 году.
- Впереди непростые времена, - считает Евгений Надоршин.
Прибыль не идёт в инвестиции
Основной проблемой внутри страны Надоршин считает низкий уровень инвестиций.
- Обратите внимание, как компании много платят дивидендов. Такого давно не было. Ранее львиную долю прибыли корпорации реинвестировали. А сейчас в каждом отчёте все меньше слов об инвестициях, всё больше – об оптимизации и эффективности. В подобной ситуации неплохо бы, если государство взяло на себя тяжёлую и рискованную ношу инвестиций. Но ведь и государство показывает пример аскетизма, не считает правильным тратить, монетарные власти реализуют жёсткую денежно-кредитную политику.
По итогам 2016 года долговая нагрузка страны составила 15% к ВВП. Даже прогнозируемый при 3% дефиците бюджета почти двукратный рост долга в абсолютном выражении сохраняет за Россией прежнюю позицию лидера в части публичной долговой нагрузки. В 2021 году долг страны вырастет до 22,5% ВВП или даже меньше. Сравниться в скромности с нами может лишь Турция с 27,5% к ВВП. У Китая, Мексики, Индии этот показатель будет выше минимум в два раза. У Бразилии, Испании, Греции и Японии – более, чем в пять раз. Преобладающий сейчас консервативный подход к фискальной политике с вероятностью в 100% гарантирует комфортные позиции в глазах возможных кредитов как сейчас, так и в 2021 году.
Итак, занимать мы не хотим, чтобы расти на заёмных. Как обстоят дела с частным потреблением? Неважно.
- Рост за счёт потребления не устойчив и в 1 квартале 2015 года он закончился – начался спад, самый тяжёлый для домохозяйств с начала 90-х годов. В таких условиях акции сектора B2C не самые многообещающие, - заключает Надоршин.
По таким показателям, как инвестиции, производительность труда Россия откатилась к уровню 2008 года.
- По росту промышленности мы имеем худшие значения последнего десятилетия. Импортное оборудования закупается, но это ограниченная модернизация – новые склады, цеха, логистические центры не создаются.
Не лучше обстоят дела с сальдо потоков капитала – отток капитала продолжается.
По итогам года экономист ждёт нефть на уровне или ниже $40 за баррель. Инфляцию – в 4,5%. Доллар – в районе 65 рублей.
Выбор в пользу защитных активов и доллара
В сложившейся ситуации рекомендации Надоршина – исключительно защитные активы: нет акциям, кроме отдельных привилегированных, да – облигациям, в том числе еврооблигациям, ОФЗ, депозитам, золотым слиткам и ОМС.
Вадим Исаков, эксперт по инвестиционным решениям компании БКС из Санкт-Петербурга, продолжил линию Надоршина. По его прогнозу даже $40-45 за баррель – слишком оптимистичная цена, а курс рубля может с лёгкостью протестировать уровни в 70-80 рублей за доллар. Поэтому стратегия Вадима Исакова заключается в том, чтобы инвестировать в долларовые активы и в российские государственные облигации.
Максим Шеин посоветовал участникам конференции инвестировать в собственный бизнес. Если, конечно, он может расти. Если нет, то Шеин советует инвестировать в американский рынок.
- Меня часто спрашивают, почему это я так агитирую за американские акции? А очень просто. Я считаю, что слишком долго иностранцы зарабатывали на России бешеные бабки. И настало время, чтобы иностранный бизнес поработал на российского инвестора, - гласит рецепт от главного экономиста БКС.
Налоговики не дремлют
Антон Ионов, партнёр и руководитель группы услуг в области налогообложения частных клиентов Ernst&Young предупредил собравшихся, что согласно валютному законодательству, налог начисляется на рублёвую разницу:
- Вот вы купили бумагу за, условно, $100, а потом через некоторое время продали за те же $100. Думаете нет налоговой базы? Отнюдь. Если курсовая разница положительная, вы должны заплатить налог с этой рублёвой разницы.
Этот и ещё некоторые налоги, впрочем, по словам Ионова, пока не администрируются.
- Но ничто не мешает налоговикам в любой момент взять на вооружение эту дубинку – не исключает эксперт EY, добавляя, что наступает эра прозрачности и налоговые органы усиленно готовятся к ней. Власти рассматривают доходы от трансграничных операций как существенный источник бюджетных доходов.
Москва.
обсуждение