Основными факторами, которые оказали или продолжают оказывать влияние на текущую ситуацию на российском рынке нефти и нефтепродуктов, Александр Шкурин, начальник отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES, назвал прошедшие выборы в Госдуму, изменения в законодательстве, связанные с так называемым налоговым маневром, а также «сделку века» – покупка «Роснефтью» активов «Башнефти».
В частности, из-за выборов несколько изменилась сезонность динамики цен на автомобильный бензин и другие нефтепродукты. Пик роста пришелся на июль, а потом цены стали потихоньку снижаться. В целом с января 2015 года рост цен а бензин не превысил показателей инфляции. «Если мы посмотрим динамику с начала января прошлого года, то инфляционная цена не бензин должна была бы составить 36,8 рублей, а мы сейчас имеем на 3 рубля ниже», – заметил Александр Шкурин.
Существенную роль в такой ситуации сыграло регуляторное воздействие на участников рынка со стороны государства. Александр Шкурин привел характерную цитату руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева. «Мы сейчас обсуждаем вопрос о том, что может быть выдадим предупреждения для начала (по фактам завышения цен на нефтепродукты). Но этого может и не произойти, если компании сами сделают выводы», – заявил ранее глава ФАС.
При этом давление со стороны государства на нефтяной сектор будет расти. «Минфин РФ в своем новом подготовленном законопроекте говорит откровенно, что ищет средства для пополнения бюджета. И там, можно сказать, прямым текстом говорится что налоговая нагрузка на нефтянку будет повышаться, несмотря на то, что этот сектор и так самый загруженный из всех секторов экономики», – отметил Александр Шкурин.
В 2017 году, по оценкам аналитиков Thomson Reuters KORTES, мировая цена на нефть чуть подрастет и закрепится на уровне 55-56 долларов за баррель. На внутреннем рынке России это вкупе с налоговой политикой Минфина (понижением экспортной пошлины, ростом акцизов и повышением налога на добычу полезных ископаемых) приведет к росту стоимости основных продуктов: автомобильного бензина и авиационного керосина – на 8%, дизельного топлива – на 14% и мазута – на 29%.
Корреляция рубля с ценами на нефть будет по-прежнему оставаться высокой – с коэффициентом 0,97. «С увеличением цен на нефть мы можем увидеть укрепление рубля. Определенное влияние на нефтяные цены также могут оказать результаты президентских выборов в США. Если доллар будет слабеть, то для нефтяных котировок это будет фактором поддержки», – отметил Александр Ершов, главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters.
Аналитики Thomson Reuters также не обошли вниманием сделку по приобретению «Роснефтью» активов «Башнефти». В частности они подсчитали суммарную долю «Роснефти» и «Башнефти» в производстве и продаже основных нефтепродуктов за первое полугодие 2016 года. По автомобильному бензину она составила 35,8% (реализация на внутреннем рынке – 37,6%, экспорт – 24,8%). «Объединенная компания будет занимать очень значительную долю на российском рынке», –констатировал Александр Шкурин. При этом Александр Ершов выразил мнение, что «Роснефть» сейчас скорее интересует не внутренний, а международный рынок, повышение своего веса за рубежом. «Внутренний рынок она уже давно подмяла под себя. А на мировом – сдерживающим фактором являются санкции, которые страны ЕС и США ввели против России. К тому же у «Роснефти» до сих пор нет международного трейдингового подразделения», – сказал Александр Ершов.
Москва.
обсуждение