При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России из-за того, что инфляция в РФ длительное время находилась на высоком уровне, больше внимания уделяет проинфляционным рискам, хотя его целью остается приведение индекса к цели в 4% в случае его отклонения как вверх, так и вниз.
"Цель по инфляции симметрична, вблизи 4%, но с учетом не столь давней экономической истории и истории высокой инфляции, совет директоров Банка России, принимая решения (по ключевой ставке), придает несколько больший вес проинфляционным рискам", - сообщил зампред ЦБ Алексей Заботкин в ходе конференции "(Пост)Коронавирусная экономика и вызовы для политики центрального банка".
Главный экономист "ВТБ Капитала" Александр Исаков считает, что общий индекс потребительских цен является хорошим показателем, но он очень волатилен, лучше отражает инфляционное давление в экономике показатель изменения цен в нерегулируемых внутренних услугах. Инфляция в этом сегменте в период до пандемии как раз находилась в районе 4% и сейчас к нему приближается, отметил эксперт.
"В период первичной дезинфляции и стабилизации инфляционных ожиданий хороший центральный банк должен иметь смещение по цели чуть-чуть вниз для того, чтобы заработать свой авторитет. Это просто необходимо. По-другому не бывает, ни в какой стране мира не было стабилизации цен без некоторого перелета цен вниз. Это связано еще с тем, что мы этот период находились в некотором поиске чувствительности в экономике, нам нужно было понять, как она реагирует на политику. Мы поняли. В этом смысле нужно смотреть в будущее", - высказал мнение Исаков.
Говоря о трансмиссионном механизме, экономист подчеркнул, что долгосрочные ставки, по его мнению, вообще никак не должны реагировать на изменение ключевой ставки ЦБ. По его словам, остается недооцененным то, насколько на смягчение финансовых условий повлияло снижение Банком России оценки нейтральной ставки с 6-7% до 5-6%. При этом он призвал не придавать большого внимания волатильности краткосрочных ставок. "В рамках инфляционного таргетирования короткие ставки должны быть волатильными для того, чтобы дальние были не волатильными", - полагает эксперт.
Заботкин в свою очередь добавил, что чем больше доверия к денежно-кредитной политике, чем более стабильны и заякорены инфляционные ожидания и долгосрочные ставки, которые в значительной степени определяются именно долгосрочными инфляционными ожиданиями и оценками уровня нейтральной ставки, тем больше пространства у ЦБ для проведения проциклической политики за счет изменения коротких ставок. "Но при этом при более эффективном трансмиссионном механизме потребности в изменении короткой ставки в то же время снижаются", - заявил зампред.
Ключевая ставка ЦБ сейчас составляет 4,25%.
Годовая инфляция в ноябре 2020 года, по данным Росстата, ускорилась до 4,42% с 3,99% в октябре, с 3,67% в сентябре, 3,58% в августе, 3,4% в июле, 3,2% в июне, 3,0% в мае, 3,1% в апреле, 2,5% в марте, 2,3% в феврале и 2,4% в январе.
обсуждение