При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России проводит консультации с представителями всех сегментов финансового рынка и во 2-м полугодии планирует опубликовать основные подходы к установлению принципов пропорционального регулирования, сообщил в пятницу. зампред Банка России Владимир Чистюхин, выступая на "круглом столе", посвященном определению подходов к пропорциональному регулированию на финрынке в рамках Международного банковского конгресса.
"Определенным толчком к актуализации проблематики стал кризис 2007-2008 годов, впервые тему подняли коммерческие банки, для небольших банков универсальные принципы надзорного регулирования были связаны с большими финансовыми издержками", - сказал он.
Глава Ассоциации банков России Георгий Лунтовский в свою очередь добавил, что, согласно вступающим в силу с 1 января 2019 года законодательным изменениям, банки должны разделиться по типу лицензий на банки с базовыми и универсальными лицензиями. В первом случае требования по уставному капиталу составят 300 млн рублей, во втором - не менее 1 млрд рублей.
"По нашим оценкам, претендовать на получение базовых лицензий в настоящее время могут порядка 150 банков, на которые приходится 1% совокупного объема активов банковской системы. Из них намерены подать заявки на получение лицензий более высокого уровня - универсальных лицензий - готовы считанные единицы кредитных учреждений. Однако теоретически даже после получения базовой лицензии кредитные организации имеют возможность по закону переходить на другой уровень и претендовать по мере развития на получение лицензии более высокого порядка и даже претендовать на получение статуса системообразующего банка", - заявил Г.Лунтовский. По его словам, банки с базовой лицензией в основном будут ориентированы на обслуживание сегмента среднего и малого бизнеса. По приведенным им данным, годовой объем кредитования малого и среднего бизнеса в 2017 году составил 6 трлн рублей.
Со своей стороны В.Чистюхин дополнил слова главы ассоциации, заявив, что "если банк с базовой лицензией не сможет удержаться на уровне требований, предъявляемых ЦБ, у него остается возможность спуститься в нишу микрофинансовых организаций".
Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс высказал мнение, что вопросы пропорционального регулирования на страховом рынке становятся все боле актуальными. Так, по его словам, изменение стратегии крупнейшего игрока в сегменте "Росгосстраха" может привести к массовому закрытию подразделений страховщика в регионах. "На некоторых территориях это означает, что конкуренции на страховом рынке не будет вовсе", - отметил он. По мнению И.Юргенса, особенно в регионах есть необходимость создания условий для работы малых и средних страховых компаний.
"В России, которая занимает 1/7 часть суши, действует 213 страховщиков. На меньшей территории такого государства, как Германия, действует 800 страховых компаний, 40% страхового рынка контролируется международной группой Alianz. И при этом все компании находят возможности для ведения бизнеса", - отметил И.Юргенс.
Страховое сообщество в последние годы несет серьезные финансовые издержки, связанные со строительством инфраструктуры рынка, в том числе на создание бюро страховых историй, системы обеспечения доступности услуг на рынке ОСАГО "Единый агент РСА" и системы "Единый гарант" (в сфере электронных продаж полисов ОСАГО). Кроме того, компании понесли расходы при введении новых стандартов бухучета и при переходе на систему отчетности XBRL.
Глава ВСС заявил, что страховое сообщество направило предложение в ЦБ РФ о выведении на облегченный уровень регулирования ряда компаний с объемом страховых сборов менее 1 млрд рублей в год.
В.Чистюхин в ходе дискуссии высказал предложения, связанные с возможностью подразделения клиентов страховщиков по аналогии с клиентами управляющих компаний на группу квалифицированных и неквалифицированных потребителей с соответствующим разделением по требованиям к регулированию операций для таких групп.
Он также сказал, что сектор микрофинансовых организаций выявил несостоятельность одного из предлагаемых подходов по введению пропорционального регулирования, который был связан с обеспечением доступности финансовых услуг. Именно этот принцип некоторое время был главным в вопросах построения регулирования в сегменте.
"Оказалось, что обеспечение доступности услуг обернулось для граждан в ряде случаев финансовой кабалой. И теперь в законодательство по микрофинансовым организациям вводятся серьезные ограничения", - пояснил В.Чистюхин.
Вместе с тем, как показало обсуждение на "круглом столе", по проблемам пропорционального надзора все сектора заинтересованы в диверсификации подходов и обеспечении гибкости в требованиях регулятора к различным категориям игроков.
обсуждение