При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский Минфин продолжит до конца года предлагать на аукционах облигации федерального займа в небольших объемах и хочет увеличить количество бумаг с длинным сроком обращения, сказал глава долгового департамента ведомства Константин Вышковский.
“В первом полугодии мы активно занимали и шли со значительным опережением графика, поэтому сейчас чувствуем себя вполне комфортно и в хорошем смысле можем в некотором плане диктовать рынку свои условия”, - сказал Вышковский в интервью Рейтер.
“Увеличивать лимиты мы не планируем... Сооветственно, с третьего квартала мы стали предлагать достаточно умеренные объемы - порядка 20-25 миллиардов рублей в неделю - и те инструменты, которые нам бы хотелось больше размещать. Речь идет о бумагах с более длительной дюрацией или чуть менее ликвидных, которых в обращении меньше, чем остальных”.
Программа внутренних заимствований на 2019 год установлена в размере 2,28 триллиона рублей, из которых чистое привлечение (за вычетом погашения) составит 1,57 триллиона рублей.
С начала 2019 года Минфин привлек от продажи ОФЗ на аукционах 1,57 триллиона рублей, плюс 160 миллиардов рублей ведомство заместило за счет сверхпланового размещения евробондов. Таким образом, по оценке Минфина, до конца года ведомству осталось продать ОФЗ на сумму около 550 миллиардов рублей, или около 32 миллиардов рублей в неделю.
Вышковский сказал, что не видит предпосылок для увеличения программы заимствований в следующем году по сравнению с тем, что установлено в трехлетнем законе о бюджете.
В соответствии с основными характеристиками бюджета Минфин планировал в 2020-2021 годах занять на внутреннем рынке 2,38 и 2,56 триллиона рублей соответственно, из которых чистое привлечение должно составить 1,80 и 1,58 триллиона рублей.
“ХОРОШИЕ САДОВНИКИ”
Долговая стратегия Минфина предусматривает увеличение средней дюрации долгового портфеля РФ до 5 лет. В настоящее время, по оценке Минфина, средний срок погашения составляет менее 4 лет.
По словам Вышковского, более длительный срок сопряжен с ростом стоимости обслуживания, более короткий - с риском рефинансирования долга.
“При размещении нам нужно предлагать больше долгосрочных инструментов. И сейчас такие возможности есть”, - сказал он.
Минфин летом впервые предложил рынку 20-летнюю ОФЗ с погашением в 2039 году и к настоящему времени провел два аукциона, продав бумаг на 40 миллиардов рублей. На первом аукционе спрос превысил предложение более, чем в 3,5 раза.
Вышковский допускает, что Минфин может предложить инвесторам и более длинную бумагу. Бюджетный кодекс ограничивает предельный срок государственных заимствований 30 годами.
“Как только мы увидим интерес к долгосрочным инструментам, подумаем и над таким предложением. Мы не исключаем такую возможность, но это не означает, что будем предлагать уже на следующем аукционе”.
“Начать размещение какой-либо бумаги - еще не значит всю ее разместить. Как у хорошего садовника - если высадили что-то, значит, надо за этим ухаживать, взращивать, а то зачахнет. А мы - хорошие садовники”.
ЛИЦОМ К РЫНКУ
Вышковский сказал, что доля заявок, выставленных по справедливым ценам, на аукционах существенно возросла, а обещанные Банком России новые шаги в части смягчения денежно-кредитной политики будут способствовать дальнейшему снижению доходности российских бумаг.
“Это то, к чему мы стремились... Эмитент давно повернулся лицом к рынку. Рынок это понял и, надеюсь, оценил”.
Минфин хочет, чтобы вслед за центром лицом к рынку развернулись и регионы.
“У нас есть концептуальная задача: мы видим необходимость наведения порядка на рынке субфедерального облигационного долга. По большому счету у нас этого рынка в стране нет”, - сказал Вышковский.
Минфин планирует посвятить этому вопросу отдельную сессию на предстоящем в сентябре финансовом форуме.
По его словам, очень ограниченное число субъектов размещает облигации на российском рынке, а те кто размещает, делают это неправильно.
“С точки зрения формата никто из субъектов не делает это в рамках аукционов, как это делает Минфин России. Это происходит в других формах, которые едва ли могут быть признаны прозрачными и рыночными. Сказывается в принципе недостаток понимания, как работать с инвестором, отсутствие понимания разницы между рыночными и нерыночными инструментами”.
“Я вижу большую проблему в отсутствии в России вторичного рынка субфедерального долга. Все это неизбежно негативно сказывается на стоимости их заимствований. Мы будем активно призывать регионы следовать тому пути, который мы прошли за последние 10 лет”.
По его словам, принятые в текущем году изменения в Бюджетный кодекс, которые вступят в силу в 2020 году, призваны стимулировать регионы совершенствовать свою долговую политику.
“Хороший заемщик получит больше свободы, он будет практически освобожден от необходимости с нами что-то согласовывать, например, регистрировать займы. А для “отстающего” заемщика сразу возникнет необходимость согласований с Минфином всей программы заимствований и мы будем смотреть, в какой форме они привлекают ресурсы, на каких условиях, как проводят размещения”.
Субъектам, относящимся к группе плохих заемщиков, запретят в принципе привлекать рыночные ресурсы. Для них останется механизм льготных бюджетных кредитов, но получить их будет непросто - предоставление этих ресурсов будет обусловлено выполнением программы восстановления платежеспособности.
“Здесь прямая аналогия с МВФ. Хотите льготные ресурсы - выполняйте программу. Не прошли определенный этап - не получили очередной транш”, - сказал Вышковский.
обсуждение