При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Активы физлиц-клиентов российских брокеров распределены крайне неравномерно, количество крупнейших клиентов, стоимость портфеля которых превышает 6 млн рублей, составляет 0,85% от всех клиентов (14,8 млн), им принадлежало 75,8% совокупного портфеля физлиц (7,193 трлн рублей).
Такие данные по состоянию на 30 июня 2021 года приведены в материалах исследования Банка России по результатам опроса 29 крупнейших брокеров, которые обслуживают почти всех розничных клиентов РФ.
В частности, доля самых состоятельных клиентов (с активами более 100 млн рублей) составляет 0,05% от всех клиентов, они владеют 36,4% совокупных активов. Портфель стоимостью от 10 млн до 100 млн рублей имели 0,5% клиентов (33,3% общих активов), от 6 млн до 10 млн рублей - 0,3% клиентов (6,1% активов).
С другой стороны, на долю 88% клиентов с портфелями до 100 тыс. рублей (в том числе с пустыми счетами) приходилось 0,7% совокупных активов.
Доля мужчин из клиентов брокеров оценивается в 61% (в опубликованном ЦБ год назад исследовании на основании экстраполяции сведений от 7 крупнейших брокерских компаний на остальных участников рынка их доля оценивалась в 70%). На долю мужчин-клиентов приходилось 74% совокупных активов физлиц. При этом отмечается, что доля мужчин в населении РФ составляет около 45%.
На основании имеющихся данных авторы исследования охарактеризовали среднестатистического клиента российского брокера. На фондовый рынок в основном приходят люди в возрасте от 20 до 40 лет (60,8% всех клиентов), их средний портфель не превышает 100 тыс. рублей. Доля мужчин в этом возрасте составляет 64%, женщин - 55%.
Из сопоставления этих групп следует, что мужчины более активно торгуют. Так, у мужчин этого возраста в месяц в среднем насчитывалось 3 дня, когда заключались сделки, у женщин - 2 дня. Более 6 сделок в месяц совершали 35% мужчин и 24% женщин.
Подавляющее количество клиентов во всех возрастных группах совершали не более 5 сделок в месяц, что подтверждает факт выбора большинством инвесторов стратегии buy and hold. При этом в возрастных группах 40-60 лет наблюдается пик торговой активности как по количеству "торговых" дней, так и склонности к совершению большего количества сделок в месяц.
Более 50 сделок в месяц совершали только 8% мужчин и 4% женщин (от количества клиентов каждого пола).
Количество дней в месяц, уделяемых совершению сделок, растет как у мужчин, так и у женщин примерно до 60 лет.
Диверсификация портфеля зависит прежде всего от размера портфеля и возраста клиентов и практически не зависит от пола - и у мужчин и у женщин в портфеле было в среднем по 6 инструментов.
Диверсификация портфеля увеличивается с возрастом клиента, достигая максимума в среднем по всем клиентам в возрасте 40-50 лет, после чего наблюдается снижение. При этом если рассматривать не только пол, но и размер портфеля, то наибольшая диверсификация внутри отдельных групп клиентов различного благосостояния приходится на клиентов в возрасте 30-40 лет.
Наблюдается прямая зависимость между размером портфеля клиента и его диверсификацией: если в портфелях до 10 тыс. рублей в среднем находится два инструмента, то в наиболее крупных портфелях от 100 млн рублей - 18 инструментов, что логично, так как большой размер портфеля позволяет лучше диверсифицировать его.
Наибольшая доля иностранных активов наблюдается у самых массовых с точки зрения количества клиентов категорий - у мужчин и женщин до 40 лет.
Мужчины по сравнению с женщинами отдают большее предпочтение иностранным активам, что, вероятно, связано с их более выраженным предпочтением приобретать ценные бумаги более известных компаний, полагают аналитики. Доля иностранных активов в портфелях мужчин составила около 40%, женщин - 36%.
Объем портфеля не сильно влияет на долю иностранных активов: в портфелях от 10 тыс. до 100 млн рублей она колеблется в пределах 40-44%. Низкая доля в портфеле до 10 тыс. рублей обуславливается тем, что данный размер портфеля не позволяет сильно диверсифицировать его, в портфелях более 100 млн рублей, вероятно, объясняется наличием портфельных инвестиций в отечественные предприятия.
Мужчины меньше женщин интересуются инструментами коллективного инвестирования - 45% мужчин имели инструменты коллективного инвестирования, женщины - 52%.
Мужчины более склонны к совершению маржинальных сделок по сравнению с женщинами - 8% мужчин совершали хотя бы одну маржинальную сделку в течение первого полугодия 2021 года против 5% женщин.
Интерес клиентов брокеров к маржинальным сделкам растет с возрастом по мере накопления опыта работы на рынке и существенно снижается только после 60 лет. При этом доля мужчин, совершивших маржинальные сделки, с возрастом растет быстрее - если до 20 лет доля таких мужчин составляет 2,6%, а доля женщин - 2%, то в возрастной группе 50-60 лет доля мужчин почти в 2 раза превышает долю женщин.
Интерес к маржинальным сделкам увеличивается и с ростом размера портфеля клиента, причем как у мужчин, так и у женщин - наибольшая доля клиентов, которые заключали хотя бы одну маржинальную сделку (28,6%), приходится на клиентов с размером портфеля от 100 млн рублей.
В 1-м полугодии 2021 года 51% клиентов (без учета клиентов с пустыми счетами) в целом имели положительную доходность (50,7% мужчин и 51,5% женщин).
В целом за этот период более половины клиентов старше 30 лет получали прибыль от своих вложений, а молодежь до 20 лет чаще терпела неудачи при инвестировании.
обсуждение