При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российскую банковскую систему готовят к новой чистке. Через год около половины существующих ныне банков лишатся полноценной банковской лицензии и будут переведены на так называемую базовую лицензию. С 1 января 2018 года в РФ появятся банковские лицензии двух видов: универсальные – с капиталом в 1 млрд руб. и базовые – с капиталом от 300 млн руб. Банкам второго сорта предложат сосредоточиться на кредитовании малого бизнеса в регионах. В итоге небольшим банкам будет сложно конкурировать с крупными федеральными игроками. Их ждет банкротство или продажа более крупным, полагают эксперты.
Утвержденные в мае поправки в закон «О банках и банковской деятельности» переводят с 1 июня 2017 года все действующие банковские лицензии в разряд так называемых универсальных лицензий. Но с начала следующего года кредитные учреждения должны будут определиться со своим статусом – либо подтвердить универсальный статус размером капитала, либо, если не хватает денег, получить базовую лицензию. Для определения «сорта» каждого банка отводится ровно год, в течение которого продлится так называемый переходный период. Отметим, базовая лицензия более доступна для самых мелких банков – для ее получения достаточно 300 млн руб. собственных средств. Универсальная лицензия «дороже» – для ее получения нужен как минимум 1 млрд руб. Кроме того, как следует из закона, в течение всего переходного периода банки могут выбрать не только статус кредитной организации с универсальной или базовой лицензией, но и статус небанковской кредитной организации или даже микрофинансовой организации.
По мысли чиновников, введение различных классификаций банковских лицензий должно дисциплинировать участников рынка и улучшить контроль за ними. «Сегодня некоторые банки, особенно небольшие, вообще не имеют четких ориентиров и стратегии в своей деятельности. Когда менеджменту таких банков задают вопрос о стратегии и бизнес-модели, то чаще всего мы слышим ответ: «Заработать прибыль для собственника». Вот и вся бизнес-стратегия. Поэтому для нас важно стимулировать банки к разработке эффективной бизнес-модели и понятной стратегии развития», – рассказал в интервью агентству «Прайм» зампред ЦБ Василий Поздышев.
Категория лицензии будет влиять на перечень операций, которые будут разрешены конкретному банку. Так, банки с базовой лицензией не смогут открывать корреспондентские счета за рубежом и вести работу с высокорисковыми ценными бумагами. Но и требования регулятора к ним также будут ниже. Предполагается, что деятельность базовых банков сосредоточится на кредитовании малого и среднего бизнеса в регионах. Существующее градация банков «разделяет их на очень крупные и очень маленькие, что ограничивает возможность банков работать с клиентами на каждом уровне», - замечает представитель Центробанка. «Актуальной является задача стимулировать развитие кредитования небольших предприятий и частного сектора небольшими, так называемыми региональными банками», – указывает он.
Пока, по данным ЦБ, на получение универсальной лицензии может претендовать половина действующих в РФ финансовых учреждений. «На 1 мая текущего года в банковской системе был 551 действующий банк. Из них 27 банков находятся в процессе финансового оздоровления, 287 банков имеют размер капитала более 1 млрд руб. и 237 банков – менее 1 млрд руб.», – говорит Василий Поздышев.
Из тех 237, кто не дотягивает до универсальной лицензии, 29 банков с капиталом от 700 млн руб. до 1 млрд руб., 61 банк с капиталом от 500 до 700 млн руб. и 147 банков, капитал которых менее 500 млн руб. Так образом, если эти организации захотят все же претендовать на универсальную лицензию, им придется увеличивать свой капитал до 1 млрд руб. «Очевидно, что из трех категорий банков, которые я уже называл, первой потребуется меньше всего средств, и здесь шансы увеличить капитал высокие. Второй категории будет сложнее, поскольку им может потребоваться до 500 млн руб. Ну и, наконец, больше всего средств будет необходимо 147 банкам, поскольку некоторым из них нужно будет увеличить капитал в два и более раза, а это уже очень серьезный шаг», – отметил зампред ЦБ.
При этом уже увеличение капитала банков теперь будет проходить под гораздо более жестким контролем регулятора, обещают в ЦБ. «Речь идет об изменениях в нормативном акте Банка России 395-П под условным названием «Фиктивный капитал», которые дадут регулятору больше возможностей по проверке источников капитала банков. Например, простейшая схема, которая в прошлом очень широко использовалась: банк выдает кредит какой-либо компании, которая через цепочку посредников, не всегда непрерывную, передает эти средства другим компаниям, и в результате деньги уходят за границу, а обратно возвращаются уже в виде субординированного кредита, увеличивающего капитал самого банка», – объясняет представитель ЦБ. Кроме того, ЦБ будет иметь возможность потребовать от банка показать цепочку всех платежей. «И если где-то в этой цепочке возникнет разрыв, то регулятор будет вправе исключить из капитала такие сомнительные источники до момента, пока банк не покажет реальные источники увеличения капитала», – указывает Поздышев.
«Появляются более прозрачные критерии устойчивости и более понятная стратегии развития отдельных кредитных учреждений», – уверен ведущий аналитик TeleTrade Александр Егоров. «У небольших банков появляется шанс сохранить бизнес благодаря пониженным требованиям регулятора с некоторыми ограничениями по операциям», – соглашается зампредправления Росгосстрах Банка Аскер Еникеев.
«Для большинства банков оптимальным решением будет сохранение нынешнего размера капитала. То есть у них не будет стимулов для увеличения капитала», – обращает внимание аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. При этом примерно 250 банков просто пострадают от ужесточения регулирования, не имея возможности перескочить в старший или младший банковский класс. «Дефицит качественных заемщиков обостряется с каждым годом. Независимо от вида лицензии у всех банков будет одинаковый доступ на финансовые рынки, а значит, более крупные банки будут отбирать долю рынка у более мелких. Риски у малых банков всегда тем выше, чем меньше размер их бизнеса», – отмечает аналитик, не исключая, что в итоге может остаться лишь несколько десятков госбанков.
«У людей может сложиться мнение, что банки с базовой лицензией – это «недобанки», что снизит их привлекательность», – не исключает аналитик QBF Денис Иконников. «Сам факт перевода на такой тип лицензии уже говорит о слабости банка, а ограничение возможностей на конкурентном рынке только ухудшит его позиции», – предупреждает зампредседателя совета директоров «Города Денег» Юлиан Лазовский.
Кроме того, реформа не решает проблему отзывов лицензий. «Большая часть отзывов происходит либо из-за вовлеченности банка в сомнительные операции, либо из-за потери капитала вследствие размещения средств клиентов в низкокачественные активы. Ни ту, ни другую проблему реформа не решает», – замечал в СМИ предправления Геобанка Михаил Сахин.
На сегодняшний день число банков с отозванной лицензией стремительно растет. Так, с 2013 года ЦБ отозвал лицензию более чем у 380 кредитных организаций. При этом ЦБ зачастую не торопится убирать с рынка неблагонадежный банк, даже зная о его проблемах. К примеру, после мартовского громкого банкротства Татфондбанка выяснилось, что о его проблемах регулятору было известно минимум за год. «Проблемы Татфондбанка ЦБ были известны уже год назад. И уже год назад Центробанк понимал, что это банк – банкрот, что у него капитала нет и, наоборот, есть даже и дыры. И целый год правительство Татарии, с которым ЦБ вел почему-то переговоры, обещало: «Мы сейчас дадим денег», – рассказывал бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко.
И такой случай далеко не единственный. Еще в декабре 2013 года тогдашний первый зампред ЦБ Алексей Симановский признался, что лишенный лицензии Мастер-банк как минимум на протяжении 10 лет был вовлечен в сомнительные операции. И все это время, по заверениям Симановского, регулятор призывал руководство банка придерживаться законов. А в самом банковском сообществе ЦБ прямо обвиняли в фаворитизме по отношению к ряду кредитных организаций (см. «НГ» от 29.03.17).
В ЦБ говорят о продолжении расчистки банковского сектора. Однако есть опасения, что он вновь будет проводиться выборочно. Так, по оценкам экономистов, у половины действующих в РФ кредитных учреждений имеются отрицательные активы на общую сумму в 5 трлн руб.
В итоге основными проигравшими от принятия нового закона станут маленькие региональные банки, чей капитал не дотягивает даже до 300 млн руб., уверены эксперты. «Владельцам придется либо продавать их, либо закрывать бизнес, поскольку докапитализировать банк им будет сложно», – считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Покупателями для небольших банков могут стать крупнейшие банки с госучастием или негосударственные банки из первой десятки. «Скорее всего активность в поглощениях небольших банков будут проявлять банки средней величины, которым будет необходимо войти на рынок определенного региона либо развить в своей структуре какие-либо направления услуг», – отметила она. И в этом смысле клиентам банков, перешедшим таким образом из мелкого к более крупному банку, стоит обращать внимание, а не ухудшатся ли условия их вкладов, советует экономист.
обсуждение