Понедельник, 18.11.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 17.11.2024

ЦБ: информацию о розничных инвестпродуктах следует унифицировать

Аа +
- -

Банк России предложил профессиональному сообществу, общественным объединениям потребителей и общественным организациям в сфере финансового рынка принять участие в выработке подходов к совершенствованию информирования потребителей на финансовом рынке.

В опубликованном на сайте регулятора консультативном докладе о совершенствовании правил продаж финорганизациями инвестиционных продуктов и инструментов заинтересованным сторонам предложено до конца августа направить предложения и замечания, а также комментарии и ответы на поставленные в нем вопросы.

По мнению Банка России, реализация этой задачи возможна путем унификации порядка представления финансовыми организациями информации о предлагаемых розничному потребителю продуктах.

Как отмечается в докладе, отсутствие единообразия раскрываемой в отношении финансовых продуктов информации, обилие специализированных терминов, а в некоторых случаях - неполнота представляемых сведений в определенной степени являются факторами, сдерживающими развитие здоровой конкуренции на финрынке и могут приводить к тому, что финансовый результат, который получит потребитель, будет значительно отличаться от его ожиданий, сформированных на основе представленной ему информации, и, таким образом, может быть причиной разочарования потребителя в инвестировании.

Потребитель, приобретая финансовый продукт в условиях отсутствия понятной информации о его природе и присущих ему рисках, может в дальнейшем столкнуться как со сложностью реализации своих прав по продукту (например, в случае приобретения иностранного продукта), так и со значительными финансовыми потерями, которые инвестор не мог предвидеть (поскольку не смог понять представленную ему информацию).

Из анализа поступающих в ЦБ обращений граждан также следует, что в большинстве случаев источником проблемы является недостаточная информированность клиента, а в некоторых случаях - осознанное введение клиента в заблуждение относительно природы приобретаемых гражданами финансовых продуктов.

Граждане обращаются в финорганизации с целью сбережения своих средств, однако по итогам общения с их представителями они приобретают продукты, которые не только требуют от граждан определенных знаний в сфере финансового рынка, но и часто подразумевают различного рода условия, удержания и комиссии, которые могут содержаться в обширной договорной документации, включающей сложные для понимания термины и формулы, не понятные потребителю. Информация о таких особенностях может не доводиться до потребителя в простой и понятной форме сотрудниками организации, взаимодействующими с потребителем.

Например, инвестиционная декларация некоторых проанализированных Банком России стратегий доверительного управления предусматривает покупку акций и облигаций не напрямую на бирже, а через паи ОПИФ. В таком случае к комиссиям в рамках доверительного управления добавляется комиссия управляющей компании паевого фонда и специализированного депозитария. В итоге вместо ожидаемых 2-3% потеря доходности от комиссий может достигать 4-5%.

Как считают в ЦБ, учитывая рост количества предлагаемых потребителю финансовых продуктов, а также их усложнение на фоне притока частных инвесторов на финансовый рынок, дальнейшее его развитие невозможно без должного информирования розничного потребителя о существенных характеристиках приобретаемых им финансовых продуктов.

Своевременное представление ключевой информации о финансовом продукте позволит потребителю оценить с точки зрения имеющегося у него уровня знаний, отвечает ли тот или иной финансовый продукт его целям, готов ли он нести присущие такому продукту риски.

Кроме того, имея представление о полной стоимости продукта, включая различного рода комиссии, розничный потребитель будет иметь возможность оценить влияние реализации негативного сценария на свое материальное благосостояние.

Предоставление достоверной информации о финансовом продукте до совершения сделки позволит повысить доверие к финансовым институтам, что в свою очередь будет способствовать повышению спроса на продукты финансового рынка и увеличению клиентской базы финансовых организаций.

Использование стандартизированной формы ключевого информационного документа (КИД), содержащего информацию о финансовом продукте, при их реализации позволит создать условия для роста конкуренции между финансовыми организациями, так как обеспечит возможность сравнивать не только сами организации, но и финансовые продукты и выбирать лучшее предложение.

ЦБ намерен утвердить единую форму КИД. В частности, в состав обязательной для представления информации предлагается включить раздел, содержащий предупреждение потребителя о сложности приобретаемого финансового продукта и возможных финансовых потерях. Предупреждение может быть сформулировано в такой форме: "Вы можете потерять все, что вложили", или "Вы можете потерять больше, чем вложили", либо "Вы можете остаться должны".

В отдельном подразделе должна содержаться информация об основных присущих финансовому продукту рисках.

Поскольку финансовые продукты, в зависимости от своей природы, могут быть подвержены различным рискам, простое перечисление таких рисков может не иметь существенной ценности для потребителя в случае отсутствия у него соответствующего уровня знаний и опыта оценки таких рисков. Поэтому в докладе для обсуждения предлагается вопрос о возможности дополнительного отражения присущих финансовому продукту рисков в виде единой цифровой или цветовой шкалы.

Поскольку представление информации о рисках в виде шкалы является наглядным для потребителя и соответствует международной практике, предлагается проработать вопрос формирования шкалы рисков на уровне саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков с привлечением профессионального и научного сообщества для формирования предложений по соответствующей методологии.

В отдельном подразделе предлагается размещать информацию об обязательных расходах, которые понесет потребитель при покупке и хранении финансового продукта.

Условия "выхода" из продукта должны содержать информацию об ограничениях и рисках, связанных с выходом из продукта (включая отчуждение прав по продукту, расторжение договора), и издержках, которые понесет потребитель. В частности, по мнению Банка России, необходимо обращать внимание на случаи, когда договор заключается дистанционно, а его расторжение возможно только путем личного обращения потребителя в финансовую организацию.

В случае предложения финансового продукта, регулируемого иностранным законодательством, обязательно заполнение подраздела "Применимое право". Здесь будет информация о законодательстве, в соответствии с которым регулируются права и обязанности по финансовому продукту, правоотношения, связанные с покупкой, хранением или продажей финансового продукта, а также сведения о регулирующем и судебном органах, включая возможность разрешения спора путем обращения к финансовому уполномоченному в соответствии с законодательством РФ.

Если в отношении приобретаемого продукта обязателен внесудебный порядок разрешения споров, то заполняется соответствующий подраздел "Порядок разрешения споров", содержащий информацию о порядке предъявления потребителем претензий лицу, обязанному по финансовому продукту, а также сведения о регулирующем органе.

Подраздел "Целевая аудитория" в случае заполнения должен содержать сведения о знаниях и опыте, которые, по мнению финансовой организации, необходимы (желательны) потребителю для понимания природы финансового продукта и связанных с ним рисков, возможных доходов и иных характеристик финансового продукта.

КИД должен представлять собой стандартизированный документ, содержащий в доступной форме существенную информацию об инвестиционном продукте, объемом не более трех страниц формата А4. Текст КИД должен легко читаться, то есть шрифты, дизайнерское оформление и корпоративный брендинг не должны отвлекать внимание потребителя от изложенной в нем информации. Информация в нем должна излагаться с использованием общедоступной лексики.

ЦБ считает целесообразным установить перечень финансовых продуктов, представление информации в форме КИД по которым является обязательным. Включение тех или иных продуктов в перечень должно основываться как на сложности их структуры и возможности защиты розничного потребителя в рамках российской правовой системы, так и на степени привычности финансового продукта для рядового потребителя (неквалифицированного инвестора).

По мнению Банка России, в перечень финансовых продуктов и инструментов, по которым представление КИД является обязательным (так называемая "красная группа"), должны быть включены производные финансовые инструменты, структурные финансовые продукты и иностранные финансовые продукты (за исключением валют).

При этом Банк России считает необходимым выделить группу продуктов ("желтая группа"), представление КИД по которым рекомендуется для снижения рисков неправильного понимания клиентом сути продукта с учетом лучшей международной практики. Включение продуктов в эту группу будет осуществляться на основании соответствующих предложений Банка России или саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в том числе в случае выявления такой потребности исходя из анализа жалоб клиентов.

Не предполагается обязательным представление КИД по продуктам "зеленой группы" - вкладам с постоянной процентной ставкой (за исключением вкладов в драгоценных металлах), сберегательным сертификатам с постоянной процентной ставкой, акциям российских ПАО (обыкновенные и неконвертируемые привилегированные, за исключением привилегированных с преимуществом в очередности получения дивидендов).

В эту группу предлагается включить "простые" облигации российских эмитентов (включая облигации с плавающим купоном, привязанным к одному (не к комбинации) из статистических (например, ключевая ставка, инфляция, ВВП) и финансовых индикаторов, качество функционирования которых признано Банком России удовлетворительным (например, MosPrime, RUONIA) и формирование которых не зависит от воли эмитента, а также сделки купли-продажи (спот) свободно конвертируемых валют без кредитного плеча, договоры передачи личных сбережений физлица (члена КПК) кредитному потребительскому кооперативу, договоры займа между физлицом (членом и ассоциированным членом СКПК) и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом и договоры займа между физлицом и МФО с постоянной процентной ставкой, когда физлицо выступает в качестве займодавца.

По мнению Банка России, порядок представления КИД может зависеть от сектора финансового рынка, в связи с чем финансовым организациям предлагается представить свою позицию по вопросу реализации форм представления КИД до совершения сделки.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
236
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Решит ли ипотека квартирный вопрос? Решит ли ипотека квартирный вопрос? Была у лисицы избушка ледяная, а у зайца – лубяная… Как вы помните, когда лисье и́глу растаяло, началась свара, которую прекратил петух с косой через плечо. Так что квартирный вопрос – дело не только советского прошлого и российского настоящего, корни его куда глубже. Рынки ждут сигналов от Nvidia Рынки ждут сигналов от Nvidia На этой неделе внимание инвесторов будет сосредоточено на результатах Nvidia Corp, которые могут определить дальнейший курс американского фондового рынка. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »