При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центробанк РФ (ЦБ) мог перевести в офшоры часть госдолга из США. Эксперты частного американского Совета по международным отношениям (CFR) Бенн Стейл и Бенджамин Делла Рокка написали в блоге на сайте организации, что РФ, возможно, перевела значительную часть своего портфеля госдолга США в Бельгию и на Каймановы острова для «защиты от изъятия».
«РФ, вероятно, продала только около 45% своего портфеля казначейских облигаций, а не 84%, о которых свидетельствовали последние данные Минфина США, 16% по-прежнему зарегистрированы как российские активы в США, а остальные 39% скрыты в Бельгии и на Каймановых островах», – считают эксперты CFR. Как уточняется, согласно данным Минфина США, РФ сократила владения американским госдолгом с 96 млрд в марте до 15 млрд долл. в мае – на 81 млрд долл.
Стейл и Делла Рокка объяснили, однако, что, согласно дополнительным официальным данным Министерства финансов США, которые учитывают только владения долгосрочными облигациями Казначейства, РФ с марта по май продала таких бумаг лишь на 35 млрд долл.
Они посчитали, что из-за укрепления доллара в эти месяцы и снижения долларовой стоимости недолларовых активов РФ официальные цифры российского ЦБ также стоит скорректировать – с 50 млрд долл. проданного долга США до 43 млрд., передает агентство «Прайм».
Эксперты обнаружили, что в апреле и мае владения госдолгом США резко выросли в Бельгии (на 25 млрд долл.), где расположен банк-депозитарий Euroclear, и на Каймановых островах (на 20 млрд долл.). Из чего эксперты сделали вывод, что эта сумма, в 45 млрд долл., вполне покрывает недостающие в расчетах Минфина США и ЦБ РФ казначейские бумаги на 38 млрд долл.
«С усилением напряженности между США и Россией нас не удивит дальнейший такой «офшоринг» принадлежащих России казначейских бумаг в ближайшие месяцы», – добавляют в CFR.
О том, что финансовые власти РФ под давлением уже действующих, объявленных или только предполагаемых санкций в течение года в семь раз сократили вложения в американские ценные бумаги, «НГ» уже писала в номере от 25.07.18. Так как официальной информации ЦБ РФ в оперативном режиме не предоставляет, а раскрывает данные только через полгода, эксперты продолжают гадать, куда были перепрятаны российские почти 100 млрд долл. И новая версия, выдвинутая CFR, одна из самых экзотичных. Получается, что российские власти призывают отечественных бизнесменов закрывать счета в зарубежных офшорах, зовут их деньги обратно на родину и даже создают свои офшоры на Дальнем Востоке и в Калининграде, однако государственные резервы, по крайней мере часть из них, переводятся финансовыми властями именно в зарубежные офшоры.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что у варианта хранения госрезервов в офшорах есть свои плюсы, но и этот способ не до конца предохраняет от риска потери активов в случае жестких санкций.
«Эта версия выглядит достаточно реалистично, – считает адвокат из «Делового фарватера» Антон Соничев. – В связи с возможностью введения новых экономических санкций логично, что Россия хочет обезопасить собственные ресурсы». По его мнению, хранение государственных резервов в зарубежных офшорах представляется вполне безопасным: «Это обусловлено в первую очередь тем, что офшоры по-прежнему не предоставляют никакой информации о конечных бенефициарах (то есть собственниках). Соответственно США не смогут распространить свои санкции на указанные финансы».
Трейдер-аналитик компании «ФинИст» Денис Лисицын также не склонен отвергать версию CFR. «Картина вполне реалистична, потому что в американские ценные бумаги Россия вкладывалась с целью диверсификации и получения государством пассивного дохода, и терять данный доход Россия не намерена. В связи с этим будут предприниматься шаги в данном направлении. Речь может идти, например, о создании нескольких фондов в офшорах, через которые будет осуществляться вложение высвободившихся средств в те же ценные бумаги США», – сказал «НГ» Лисицын.
«Главный плюс – это безопасность и анонимность такого хранения государственных резервов: Россия будет продолжать получать доход от американских ценных бумаг без рисков наложения каких-либо санкций», – добавляет Соничев.
Некоторые аналитики считают, что в текущей сложной геополитической ситуации плюс офшоризации госрезервов заключается в том, что для России суверенные риски США гораздо выше, чем риски конкретного банка или офшора.
Во вторник Конгресс США опубликовал проект закона о введении новых антироссийских санкций из-за «дела Скрипалей», первый пакет которых должен вступить в силу уже в августе. Документ, в частности, предусматривает применение санкций в отношении российского суверенного долга. Президенту США дается право самостоятельно определять, какие финансовые инструменты относятся к российскому госдолгу. В случае принятия законопроекта под новые санкции США подпадут крупнейшие российские банки: они, судя по всему, не смогут проводить долларовые расчеты через корреспондентские счета в банках США.
Эксперты подчеркивают, что ЦБ не от хорошей жизни бежит от американских ценных бумаг, которые приносили доход до 3%, тогда как в офшоре доходности нет. При этом депозиты в банках – тоже достаточно рискованный ресурс, о чем можно судить по опыту Казахстана. По иску молдавского бизнесмена на счетах бельгийского филиала американского Bank of New York Mellon в конце 2017 года были заблокированы 22 млрд долл. из средств Национального фонда Казахстана. Как видим, в том случае, который тогда называли тревожным сигналом для всех стран, многое совпадает с версией CFR: и Бельгия, и сумма похожая.
«Государственные ценные бумаги США по-прежнему являются наиболее выгодным вложением, а потому России скорее всего хотелось бы найти какую-то золотую середину, в которой можно было бы и дальше выгодно хранить деньги в американских ценных бумагах и при этом не опасаться возможных санкций и заморозки денежных средств, – предполагает Соничев. – Тем более что на государства, которые предоставят убежище российским деньгам, может быть оказано давление, из-за которого они откажутся от сотрудничества с Россией, как сейчас происходит с Кипром и Латвией».
Лисицын тоже высказывает обеспокоенность. «Единственное, что настораживает в версии CFR, – принадлежность Каймановых островов Великобритании», – говорит он. Британия, напомним, была инициатором преследования России по «делу Скрипалей».
«Российские офшоры не располагают теми финансовыми возможностями, которые имеются на Каймановых островах, – комментирует Лисицын. – Создание русских офшорных зон – это уход капитала от санкций, но достаточно просто ввести санкции на определенный специальный административный район, и проблема будет решена. Вопрос в другом – какие банки, компании и физлица будут пользоваться этими зонами, если даже наши отечественные банки с настороженностью относятся или вообще отказываются обслуживать лиц, подпавших под санкции. Плюс ко всему в эпоху прозрачности ведения международного бизнеса классический офшор неуместен. Россия подписала международную конвенцию с активированным автоматическим обменом по налогообложению резидентов Российской Федерации, поэтому сразу станет понятно, кто и чем занимается в данной офшорной зоне».
обсуждение