При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Основные риски для российской экономики сейчас связаны с внешними факторами – прежде всего, это обострение торговой и геополитической напряженности и, как следствие, более глубокое замедление глобального роста, сообщил ЦБР в новом обзоре финансовой стабильности.
Прирост мирового ВВП в 2019 году может замедлиться до 3% – самого низкого уровня со времени глобального финансового кризиса 2007–2008 годов, торможение связано с циклическими факторами, а также с торговым конфликтом США и Китая, неопределенностью с Brexit.
“Россия в высокой степени интегрирована в мировую экономику и не изолирована от внешних угроз. На фоне замедления глобального роста повышенная волатильность на внешних финансовых рынках может транслироваться и на российский финансовый рынок”, - указал ЦБ.
При этом краткосрочные внешние риски снизились, но увеличиваются долгосрочные риски, в том числе в условиях перехода ведущих центральных банков к поддержанию низких ставок в течение еще более длительного периода.
ЦБР указал на cохранение зависимости российского финансового рынка от поведения иностранных инвесторов.
Нерезиденты нарастили вложения в ОФЗ в октябре до рекордных 2,8 триллиона рублей .
По оперативным данным, доля нерезидентов в ОФЗ на счетах иностранных депозитариев в НРД составила 31,5% на 27 ноября, сообщил ЦБР.
ВНУТРИ ОПАСНОСТИ ВСЕ ТЕ ЖЕ
Неизменным остается набор внутренних уязвимостей, которые могут привести к реализации или усилению рисков для финансовой стабильности.
Среди ключевых уязвимостей, по мнению ЦБР, проблема увеличения долговой нагрузки населения на фоне слабого роста располагаемых доходов.
Банк России видит, что темпы роста потребкредитования из-за принятых мер замедляются, и теперь готовятся меры для ипотеки.
Регулятор продолжит отслеживать ситуацию с предоставлением ипотечных кредитов с небольшим первоначальным взносом. Кроме того, в связи с вступлением в силу требования, закрепляющего обязанность для банков рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) по вновь предоставленным кредитам физическим лицам, возможен пересмотр надбавок по ипотечным кредитам с учетом ПДН заемщика.
“Для того, чтобы рисков не возникло в будущем, а такого рода меры действуют именно с лагом... рисков закредитованности чрезмерной людей не только необеспеченными кредитами, но, и ипотечными кредитами, мы хотим с банками обсудить возможность введения такого показателя и в этой сфере”, - сказала сегодня в интервью телеканалу Россия 24 глава ЦБР Эльвира Набиуллина.
В обзоре говорится о восстановлении тенденции к девалютизации баланса банковского сектора, но ЦБ готовит меры по сдерживанию роста валютных вкладов.
Банк России совместно с Минфином планирует предложить законодательные изменения, чтобы снизить пороговые значения превышения базового уровня доходности вкладов (БУДВ) по вкладам в иностранной валюте, определяющие уплату дополнительной и повышенной дополнительной ставок страховых взносов.
“Согласно данным предложениям, дополнительная ставка будет уплачиваться при превышении ставкой банка БУДВ на 1,0–1,5 п.п. (вместо текущего интервала 2-3 п.п.), повышенная дополнительная ставка – при превышении более чем на 1,5 п.п. (вместо 3,0 п.п.)”, - сообщил ЦБ.
Возможный рост вкладов в иностранных валютах является источником процентного риска для банков в разрезе валют, поскольку потенциал снижения ставок по пассивам, согласно российскому законодательству, ограничен нулевым уровнем, тогда как ставки по многим активам в отдельных иностранных валютах отрицательные.
Рост привлекательности арбитража в условиях продолжающегося смягчения денежно-кредитной политики ведущих стран способствует увеличению депозитного портфеля корпоративных клиентов в евро в крупных российских банках.
На текущий момент влияние отрицательных процентных ставок в еврозоне на прибыль российских банков незначительное (потери от размещения средств в европейские активы с отрицательной доходностью соответствуют 1% прибыли банковского сектора).
Однако последствия могут быть более существенными в случае дальнейшего ухудшения ситуации в еврозоне или при переходе ставки ФРС в отрицательную зону, указал ЦБ, который продолжает мониторить проблему.
ЦБР также сообщил, что после консультаций с банками готовит законопроект о механизме количественных ограничений в области розничного кредитования.
ЗАКРЕДИТОВАННЫЕ КОМПАНИИ
ЦБР видит высокую концентрацию кредитного портфеля банков на крупных компаниях, продолжает разработку подходов к выявлению закредитованных компаний.
“На фоне сокращения внешнего долга корпоративного сектора растет задолженность крупнейших компаний перед российскими банками ... Это естественный тренд, но при этом концентрация рисков на крупных закредитованных заемщиках может являться источником риска для банковской системы”, - пишет ЦБР.
В связи с этим Банк России рассматривает возможность использования макропруденциальных мер для ограничения долговой нагрузки нефинансовых компаний с системно значимым абсолютным уровнем долга, обладающих повышенным уровнем долговых метрик.
Некоторые банки, согласно обзору ЦБР, предлагают учитывать отраслевую специфику при установлении критических пороговых значений финансовых коэффициентов. По результатам обследования были определены две долговые метрики (совокупный долг/EBITDA и EBITDA/Процентные расходы), имеющие наибольшее влияние на оценку финансового состояния крупных корпоративных заемщиков.
“На основе этих коэффициентов возможно проведение отраслевой дифференциации долговой нагрузки компаний для учета специфики их деятельности”, - пишет ЦБР.
При этом обследование корпоративного портфеля выявило существенные расхождения в способах расчета долговых метрик среди различных кредитных организаций, что подтверждает необходимость разработки единой методики расчета показателей долговой нагрузки для применения мер по ограничению долговой нагрузки нефинансовых организаций.
“Кроме того, обследование показало существенное различие в оценке вероятностей дефолта (PD) по некоторым заемщикам у разных банков, что может свидетельствовать о возможной неполноте учета рисков крупнейших компаний и, как следствие, необходимости введения макропруденциальных мер”, - заключил ЦБ.
ЦБР также видит рост срочных контрактов со ставкой LIBOR на рынке РФ и предупреждает о глобальном риске прекращения функционирования данной ставки.
На российском рынке в сделках с плавающей ставкой чаще всего используется LIBOR. В 2019 году активно заключаются сделки с использованием LIBOR со сроком погашения после 2021 года. В сегменте валютно-процентных свопов с начала года по 1 ноября 2019 года было заключено таких сделок на $6,2 миллиарда, а простых (одновалютных) процентных свопов – на $10,4 миллиарда.
При этом общая доля таких сделок (по объему открытых позиций) в сегменте валютно-процентных свопов на 1 ноября 2019 года превысила 36%, в то время как в сегменте простых процентных свопов она составляет уже более 57%.
И среди кредитов в иностранной валюте с плавающей ставкой чаще всего заключаются сделки под LIBOR. Однако в отличие от срочного рынка на рынке корпоративного кредитования объем и доля новых сделок с плавающей ставкой под LIBOR остаются низкими, подсчитал ЦБР.
“На текущий момент многие организации готовят рекомендации по переходу к альтернативным ставкам... чем раньше российские участники начнут переходить от LIBOR к альтернативным ставкам или прописывать условия по замене ставок, тем меньше будет подверженность риску прекращения функционирования LIBOR в мире”, - заключает ЦБР.
обсуждение