При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Радикальных сюрпризов ждать не стоит.
По старой памяти продолжаю время от времени помогать российским собственникам разбираться с налогообложением, валютными вопросами и структурированием активов (причём нередко выступая «переводчиком» между ними и специалистами из «четвёрки» и Big Law).
Что имею сказать на тему оценки налоговых результатов прошедшего года и чего ожидать от года следующего:
ЧТО БЫЛО
Напомню последние тренды и недавние изменения в законодательстве, имеющие значение для структурирования персональных структур и благосостояния:
• Либерализация валютного законодательства для банковских счетов с одновременным ужесточением правил для США и Великобритании: теперь для счетов, открытых в странах ЕАЭС и странах, которые осуществляют автоматический обмен с Россией, снимаются ограничения для зачисления средств от нерезидентов. При этом формально освобождение распространяется и на страны, не являющиеся членами ОЭСР и ФАТФ (такие как Кипр и Мальта), и применяется задним числом с 01 января 2018 г. Для таких счетов также нет необходимости подавать отчёты о движении средств если обороты и остатки по таким счётам не превышают 600 тыс. руб. (Так как США и Великобритания не обмениваются информацией с Россией, то эти освобождения на них больше не распространяются).
• Введение уведомлений и отчётности в отношении личных зарубежных счетов помимо банковских (например, брокерских) с 01 января 2020 г.
• Расширение возможности применения сквозного подхода при налогообложении выплат за рубеж (т.е. когда заявляется наличие российского бенефициара в цепочке владения) не только к дивидендам, но и к иным выплатам.
• Продолжение и ужесточение практики оспаривания налоговыми органами освобождения от налогов крупных выплат за рубеж российскими компаниями в пользу аффилированных иностранных компаний, прежде всего на базе оспаривания наличия у иностранного получателя статуса «фактического получателя дохода» (ФПД). Причём, как в недавнем случае с компанией X5, оспаривание может происходить даже в тех случаях, когда законодательство формально не даёт оснований для удержания российских налогов и где доказывание ФПД не является условием применения освобождения от налогообложения.
• Введение послаблений по НДФЛ для нерезидентов при продаже российского имущества. Напомню, что до недавнего времени физическое-лицо нерезидент при продаже недвижимости и иного имущества должно было заплатить налог с полной суммы дохода от продажи недвижимости (при этом по ставке 30%). Теперь на них распространяется освобождение от налогообложения при соблюдении минимального срока владения (от 3-х до 5-и лет в зависимости от вида имущества).
• Прецеденты инициативного использования режима налогового резидента для иностранного холдинга (об этом заявила компаний Headhunter). Год был также отмечен первой серьёзной попыткой признания наличия у иностранной офшорной компании российской группы места управления в России, хотя и для целей НДС.
• Сохранение существующего режима резидентства для физических лиц. Дополнительных критериев признания физлица резидентом (например, в привязке к центру жизненных интересов, как это существует во многих других странах), пока не предусмотрено, хотя такая перспектива и отмечена в «Основных направлениях налоговой политики на 2020-2022 гг.», подготовленной Минфином.
• Введение в большинстве офшорных юрисдикций требований об обеспечении минимального уровня экономического присутствия. Для простых структур, правда, это не создало особенных сложностей помимо временной нервозности.
• Отсутствие значимых споров или доначислений применительно к правилам о контролируемых иностранных компаниях (КИК) или амнистии капитала. Попытка использовать данные из амнистиционной декларации ФСБ в ходе уголовного разбирательства была дезавуирована Верховным судом. Начало активного автообмена налоговой информацией с ведущими юрисдикциями пока не привело к публичным прецедентам доначислений для физических лиц. Также, невзирая на мягкую критику в прессе смены налогового резидентства некоторыми бизнесменами для обхода правил КИК, значимых прецедентов оспаривания такого статуса отмечено не было.
• Ужесточение условий в европейских инвестиционных программах получения гражданства для россиян и отзыв части уже выданных паспортов.
• В части корпоративного налогового законодательства, радикальных изменений и сюрпризов также не было. Основные дискуссии велись в отношении процедуры уплаты иностранными компаниями НДС с цифровых услуг, споров вокруг уплаты налога на имущество в отношении движимого имущества и введения новых правил специнвестконтрактов (т.н. СПИК 2.0). Также стоит отметить введение теста «деловой цели» при присоединении убыточных компаний, а также продление ещё на год ограничения вычета накопленных убытков в 50% от прибыли текущего года.
Как видим, в целом прошедший год был в части налогообложения персональных структур относительно предсказуемым и без больших негативных сюрпризов (и даже с сюрпризом положительным – в части облегчения режима использования иностранных счетов).
ЧТО ОЖИДАТЬ В БУДУЩЕМ ГОДУ
Моё мнение, что, в целом, учитывая предстоящие в 2021 г. выборы в Госдуму и сохраняющуюся внешне- и внутриполитическую неопределённость, радикальных сюрпризов в налоговой системе в следующем году, по моему мнению, ждать не стоит. На что хотелось бы обратить внимание:
• Можно ожидать появления первых прецедентов доначислений на российских физических-лиц резидентов в связи с не декларированными ими ранее КИК на базе информации, полученной в рамках автообмена. С большой долей вероятности это будет происходить точечно и без «кампанейщины», если только не будут вскрыты совсем уж одиозные случаи.
• Стоит ожидать продолжение практики оспаривания освобождения от российского налогообложения существенных выплат за рубеж.
• Не исключено появления практики признания наличия у иностранных компаний, фактически управляемых из России, наличия места управления в России.
• Не исключено продолжение дискуссии вокруг ужесточения правил признания физических лиц налоговыми резидентами РФ.
PS Из возможных радикальных изменений, за которыми стоит следить – это развернувшаяся дискуссия вокруг возможного введения необлагаемого минимума для НДФЛ с возможным компенсирующим повышением ставки для доходов выше минимума. Учитывая потенциальный положительный эффект такой мер как на экономику, так и на рейтинги, вероятность внедрения такого рода мер в преддверии выборов 2021 г. оцениваю как серьёзную.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/andrey.shpak.5
обсуждение