При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Перевод поста Фреда Вилсона, главного крипто-инвестора США.
На прошлой неделе я переписывался со своим другом Гарри по e-mail. Мы обсуждали крипту и неизбежность массового крушения. Я уверен, что произойдёт огромный крах. Не знаю, когда; возможно, пройдёт какое-то время. Но лучше обезопаситься, чем потом сожалеть. Поэтому я поделюсь некоторыми мыслями о том, как выжить после крушения.
Я поведал Гарри историю о том, как 90% наших чистых активов испарились после того, как лопнул «доткомовский» пузырь.
Почему не 100%? Всё дело в том, что мы владели двумя значительными объектами недвижимости, которые составляли 10% наших чистых активов до крушения, а после — стали всем, что у нас осталось.
Мы не диверсифицировали свой бизнес. Все наши деньги были вложены в венчурные предприятия и акции интернет-компаний; на этой волне мы добрались до самой вершины. До Flatiron Partners (венчурная фирма, которую я соосновал в начале интернет-бума) у нас не было чистых активов. То, что у нас было, мы заработали в период с 1996 по 2000 гг. Но когда пузырь лопнул, мы потеряли почти всё.
Не продай мы акции Yahoo! и других компаний, чтобы приобрести недвижимость и уплатить налоги, нас бы смыло полностью.
Вы подумаете: «Ты ведь мог продать акции уже тогда, когда запахло жареным!». И будете правы. Но когда происходит взрыв, ваша первая мысль — «всё вернётся на круги своя». Но в этот раз не вернулось. Люди продолжали продавать акции. Несколько компаний из тех многих, которыми мы владели, обанкротились. Это были публичные компании, стоимость акций которых упала до самого нуля. Да, мы могли и должны были выбираться, когда пузырь только лопнул, но мы этого не сделали. А в определённых случаях попросту не могли.
Продолжать продажу акций, когда рынок взрывается, — не лучший метод защитить себя от крушения. Продать их задолго до того и диверсифицировать активы — намного лучше. Например, мы приобрели недвижимость, однако существует ещё множество других способов.
Мне нравится сочетание наличных денег (казначейские векселя, фонды денежного рынка и т.д.), акций «голубых фишек» (к примеру, Amazon, Google), недвижимости (доход, требующий незначительного или вообще не требующий левериджа) и рискового бакета (венчурный капитал, крипта и т.д.). Как по мне, хорошая стратегия — отвести 25% на каждую из этих секций. У нас больше всего активов в рисковом бакете, но всё же я профессионал в венчурном бизнесе с более чем 30-летним стажем. 25% в каждой из секций — то, чего я хочу достичь в перспективе.
В этом блоге я много раз выступал в поддержку того, что люди должны хранить определённую часть своих чистых активов в крипте. Я предлагал 10 или даже 20 процентов для молодых людей или тех, кто по-настоящему верит в крипту. Я не изменил своих взглядов и продолжаю ратовать за это.
Однако наших чистых активов в крипте не так много. Речь о приблизительно 5% прямого или непрямого участия посредством USV и других криптофондов. С моей точки зрения, это разумная цифра для портфолио вроде нашего.
Я знаю многих, кто истинно верит в крипту и сколотил на этом целые состояния. Они поставили на неё всё и инвестировали бо́льшую часть своих чистых активов (иногда и все) в этот сектор. Я беспокоюсь о них. Этот пост написан для них и таких же, как они. Искренне верить в крипту хорошо. Поставив на кон всё, эти люди разбогатели. Однако сохранение капитала подразумевает диверсификацию, и я считаю (и надеюсь), что они выведут определённую сумму, уплатят налоги и инвестируют куда-нибудь ещё.
Это умно и разумно. Я жалею, что не сделал этого во время интернет-бума. Однако в следующий раз, когда мы сорвали куш, я исправил свою ошибку. Учёба далась большой ценой. И я делюсь своей историей, чтобы её не пришлось заплатить и другим.
обсуждение