При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Пятнадцать королей на сундук Канкрина.
Итак, высочайшее решение предоставить Виллему II кредит последовало. Нашлось у короля обеспечение – «собственная Его Величества картинная галерея». Но кредит на то он и кредит: вещь это платная. Определиться с процентами оказалось несколько сложнее: «Хотя Департаменту Уделов вышепомянутым Указом назначено платить указные проценты, то есть по шести со ста в год, но как этот размер не соответствует существующему в Голландии, при обыкновенных обстоятельствах, размеру интересов, посему едва ли удобно будет предложить Королю принять оный в настоящем случае. Но с другой стороны, если взять в соображение, что Голландские публичные фонды, по нынешним биржевым ценам их, приносят от 5 до 6% в год, то кажется можно бы, для начисления интересов по ссуде 1 000 000 Гульд, определить размер не менее пяти со ста в год. Разницу (составляющую 1% в год) между процентами, платимыми Департаменту Уделов и теми которые будут поступать от Короля Нидерландского, доплачивать ежегодно из Государственного Казначейства, на счет которого также отнести как разницу между суммою, какую предназначенные в ссуду 1 000 000 Гульд. действительно составят на Российские деньги (а именно, считая по существующему курсу 55 24/100 к. сер. за Гульден, около 552 500 руб. сер.) и суммою 550 000 руб. сер., назначенною к отпуску из Департамента Уделов; так и банкирские расходы по сему делу, с зачислением всех издержек, которыя на таком основании на Государственное Казначейство приняты будут, расходом на известное Вашему Императорскому Величеству употребление». На докладной записке министра финансов Николай I собственноручно начертал: «Исполнить». (РГИА.)
Таким образом вопрос о кредите в сумме 1 млн гульденов под 5% годовых королю Нидерландов был окончательно улажен. Существует немало слухов о том, как он этим займом распорядился. Однако по трагическому стечению обстоятельств, Виллем II вскоре умер. Над его супругой нависла угроза личного банкротства. В отчаянии королева пишет 1 октября 1849 г. Николаю I письмо: «Милый брат, дорогой и любезный друг, ты, конечно, понимаешь, что только обстоятельства крайней необходимости вынуждают меня нарушить наше общее горе и говорить с тобой о вещах материального свойства. Я подумала, милый друг, что, поскольку речь идет о чести семьи и памяти нашего дорогого Виллема, которого ты так любил, я должна обратиться к твоему сердцу и воззвать к твоей доброте. Тебе известно о наследстве Виллема. В задачу комиссии, созданной для изучения и рассмотрения этого вопроса, входило собрать необходимые данные и оценить имущество и наличные активы, равно как и сосчитать долги. Последние, как оказалось, составляют 4,5 млн гульденов. Для их уплаты нам нужно будет продать всю землю и недвижимость в этой стране, поэтому я обращаюсь к тебе, любимый брат и друг, с просьбой, чтобы ты в этот роковой час согласился купить собранные Виллемом картины, к которым ты так привязан и которые уже отданы тебе в залог. Если ты выполнишь мою просьбу, мои дети будут спасены. Ты также спасешь честь семьи». Брат был готов помочь сестре и без огласки выкупить картины, но семья покойного сочла более выгодным выставить их на аукцион. В итоге просчиталась…
Николай I заплатил 137823 гульдена за 13 произведений живописи из коллекции умершего короля. Среди них было и полотно Ян ван Эйка «Благовещение» (приобретено за 5778 гульденов, хотя первоначально царский представитель был готов заплатить 13 тыс. гульденов) – единственная работа этого великого голландского мастера в коллекции Эрмитажа, впервые была выставлена 10 сентября 1850 г. (М.Б. Пиотровский. Две продажи «Благовещения» Ван Эйка.) Интересна судьба этого шедевра. Уже в советское время картина была продана за 203 тыс. ф. ст. (502899 дол. США) американскому банкиру-миллиардеру и по странному совпадению министру финансов США Эндрю Меллону, изрядно погревшему руки на растаскивании культурного наследия «антинародного царского режима». «Благовещение» покинуло Эрмитаж 3 июня 1930 г. Теперь шедевром Ян ван Эйка можно любоваться в Национальной художественной галерее в Вашингтоне.
Подробнее о «приобретениях» Э. Мэллона можно прочитать в книге Ю.Н. Жукова «Сталин: операция «Эрмитаж». Автор утверждает, что к продаже картин из фондов Эрмитажа Мэллону был причастен также председатель Правления Государственного банка СССР в 1929–1930 гг. Г. Л. Пятаков, поддерживавший «деловые» отношения с основателем «Ирак петролеум компани» британским финансистом-миллионером турецким армянином по рождению, одним из самых богатых людей в мире Галустом Гюльбекяном (1869–1955), как на почве торговли нефтью, так и сокровищами российских музеев.
Очевидно, что не только российским ценителям искусства…
«Отечества и дым нам сладок и приятен…»
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/tatarinov.history
обсуждение