При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Информационная эффективность – это умение информацию «закладывать в цену».
Если я предпочёл Газпрому акцию редкой китайской компании, о которой ещё не знает ваша бабушка – молодец я или просто самонадеянный идиот? Вопрос риторический, конечно, и правильный ответ мы узнаем через 3–5 лет. А пока можно и подискутировать.
Есть такая теория информационной эффективности рынка. Как правило говорят, что степень эффективности высока, чуть ли не абсолютна – уж в 21-то веке. Любые опубликованные о той или иной ценной бумаге сведения мгновенно поглощаются рынком и отражаются в цене. Реальное значение имеет только инсайдерская информация. Но доступна она далеко не всем, пользоваться ей запрещено законодательством в большинстве стран мира (а если вдруг и нет, то уж точно запрещено Кодексом деловой этики CFA и наверняка ему подобными).
А значит никаких разумных причин тратить свои драгоценные время и силы на выбор отдельных бумаг просто не существует. Да и отрасли (а с ними и ваши любимые ETF) выбирать тоже совершенно бессмысленно. Получить конкурентное преимущество анализируя любую публично доступную информацию не удастся ни при каких обстоятельствах. На графики смотреть тем более не надо: технический анализ отметается теорией даже при слабой форме эффективности. Отсюда ценность инвестиционного консультирования = 0. Можно просто купить паи «фонда на весь мир» и радоваться. Такие фонды, кстати, есть.
Это проблема для вас, потому что ни на что кроме среднерыночных показателей доходности и риска рассчитывать вы не сможете. Это проблема для меня, потому что только я собрался посвятить финансовому и инвестиционному консультированию ближайшую жизнь, как вдруг выясняется, что мне нужно искать новую работу.
Но так ли всё плохо? Нет.
Во-первых, степень информационной эффективности рынка далеко не одинакова в разных его секторах. Самая эффективная часть, конечно, «голубые фишки». Поэтому в чём смысла точно нет, так это в том, чтобы слушать горе-аналитиков, с умным видом рассуждающих на YouTube, всевозможных семинарах/вебинарах, эфирах, в СМИ и т.д. о том, почему они вчера купили Microsoft и Apple. А брать с людей за это деньги – и вовсе кощунство. Ибо, уж поверьте, маленькая армия высококлассных и высокооплачиваемых аналитиков с Wall Street уже давным-давно не только тщательнейшим образом изучила все актуальные финансовые отчёты, но и спрогнозировала будущее этих компаний на 55 лет вперёд. Бренды можно просто покупать.
Информационная эффективность определяется не столько публичной доступностью информации, сколько желанием участников рынка эту информацию анализировать и учитывать при совершении сделок, «закладывать в цену». А значит идти надо туда, куда (пока) не идёт большинство. Гарантий получения преимущества это не даёт. Но если не пытаться, есть 101% гарантия его неполучения.
Во-вторых, даже если на мгновенье допустить несправедливость первого пункта, подавляющее большинство инвесторов подвержено тому, что на Западе называют «psychological biases». Эмоции по-нашему. Безобидный облигационный фонд с купонной доходностью в 2–3% в год в кризис запросто проседает на 10–15%. Вдумайтесь, риск в 5 раз выше доходности. И это консервативно! Люди не готовы даже к этому. Что уж говорить о критической просадке диверсифицированного S&P500 в 70%+ и, тем более, отдельных акций. Хороший финансовый консультант поможет вам благополучно пережить такие периоды, что во многом определит ваш инвестиционный успех. Большая ценность.
Кроме того, правильное консультирование предполагает более широкий спектр финансовых решений, включая вопросы страхового, налогового и правового характера. Много чего полезного делает финансовый консультант.
А теория информационной эффективности (всего) рынка просто удобное оправдание для тех, кто не хочет утруждать себя получением глубоких специализированных знаний и предпочитает зарабатывать на продаже готовых инвестиционных и/или информационных продуктов.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/vladimir.vereshchak
обсуждение