При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На портале Nakedcapitalism.com опубликован любопытный материал на тему, почему гражданам еврозоны следует опасаться быстро приближающегося цифрового евро от Европейского центрального банка.
Ник Корбишли, редактор портала Nakedcapitalism.com и автор материала, уверен, что цифровой евро – это технология, которая будет способствовать беспрецедентному расширению тоталитарной власти в руках Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Еврокомиссии.
Как он сообщил, подготовительный этап по созданию и внедрению цифрового евро (ЦЕ) закончится в нынешнем октябре, после чего планируется окончательно утвердить правовую базу для запуска проекта. После шести лет молчания на эту тему, традиционные СМИ стали активно публиковать материалы о ЦЕ – чтобы подготовить общественное мнение к появлению технологии.
– Однако нелегко продать проект, который даже многими политиками и некоторыми сотрудниками центральных банков по всему миру рассматривается не только как «решение проблемы», но и как проект, сопряжённый с рисками, – отметил Ник Корбишли.
Редактор привёл в пример историю Штефана Бергера, депутата Европарламента от Германии, назначенного для того, чтобы возглавить законодательное продвижение ЦЕ в Европейском парламенте. Бергер, в итоге стал одним из самых яростных критиков ЦЕ и вскоре покинул свою должность.
Главный мотив, которым руководствуются власти ЕС, состоит в том, что ЦЕ позволит сохранить монетарный суверенитет Европы. Так заявила в своё время и Кристина Лагард, глава ЕЦБ. В ЕС опасаются, что зависимость от поставщиков платёжных услуг – Visa, MasterCard – из США растёт опережающими темпами. По мнению европейских политиков и экономистов, данные поставщики всё чаще используются как инструменты геополитического влияния. Так или иначе, но запуск ЦЕ станет финансовой революцией, но революцией не снизу вверх, предупредил Ник Корбишли и сформулировал 5 наиболее важных причин, по которым европейцы должны опасаться приближающегося запуска ЦЕ.
Цифровой евро будет использоваться как инструмент финансового надзора и контроля
Система цифровой валюты центрального банка технически больше не будет нуждаться в посредниках, таких как банки или компании, выпускающие кредитные карты. Тем не менее крупнейшие финансовые учреждения Европы, многие из которых помогали создавать архитектуру системы ЦЕ, найдут новую роль в новой цифровой реальности. Это, вероятно, объясняет, почему ЕЦБ так стремится к дальнейшей консолидации банковского сектора Европы: как только цифровой евро прочно утвердится, потребность в выборе и конкуренции в банковском секторе станет ещё меньше.
Как отметил ЕЦБ в пресс-релизе в декабре прошлого года, «контролируемые посредники, такие как банки, будут играть ключевую роль в распространении цифрового евро.
Как пояснил Корбишли, должна пугать не только перспектива того, что ЕЦБ и Еврокомиссия смогут отслеживать и контролировать всю финансовую деятельность – то, что люди зарабатывают, как тратят, на что откладывают, но и перспектива того, что они смогут «программировать» деньги для достижения определённых целей в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной или социальной политики.
В полностью безналичной системе цифровых евро у центрального банка и Комиссии будет полный отчёт о каждой транзакции, совершённой каждым человеком, что позволит практически полностью искоренить уклонение от уплаты налогов.
Потенциальные формы программирования подразумевают установку сроков действия для стимулирующих выплат или пособий по безработице, чтобы побудить пользователей быстро их потратить и тем самым стимулировать экономическую активность. Это было бы мечтой любого центрального банка. Программируемые деньги также можно было бы использовать для стимулирования правильного потребления и сдерживания или даже предотвращения неправильного.
В крайнем случае правительства могли бы использовать ЦЕ, чтобы полностью исключить из экономики тех, кто заслуживает порицания и осуждения.
По мере того, как независимые СМИ всё больше освещали потенциальные опасности программируемых денег, ЕЦБ изменил свою позицию, заявив, что не будет использовать программируемые деньги. Но в то же время он переименовал программируемые деньги в «условные платежи» и, похоже, переложил работу по программированию этих платежей на поставщиков платёжных услуг, которые будут управлять всеми действиями, связанными с клиентами.
Исчезновение наличных денег – это исчезновение финансовой конфиденциальности
Как обнаруживают страны Скандинавии, где почти нет наличных денег, наличные обеспечивают платёжным системам большую устойчивость, особенно во время войны и роста числа киберпреступлений. Однако будут ли наличные деньги на равных конкурировать с цифровым евро? Это маловероятно.
И ЕЦБ, и Еврокомиссия возглавили «войну с наличными» в Европе примерно в 2011 году, дойдя до того, что ввели ограничения на наличные в размере 1000 евро в Италии и 500 евро в Греции. Несмотря на то, что ЕЦБ в 2023 году выпустил директиву, направленную на защиту права на использование наличных в розничной торговле в ЕС, невозможно понять, является ли это искренним намерением.
Ник Корбишли предполагает, что после внедрения цифровому евро будет постепенно предоставлять всё больше финансовых привилегий и преимуществ. Именно это сделал Банк Нигерии в 2022 году, когда запустил eNaira, первую в мире цифровую валюту крупной экономики. А когда привилегии и преимущества не сработали, перешёл от пряника к кнуту и изъял более половины всех наличных банкнот, что привело к резкому экономическому спаду. Но даже это не сработало, и к сентябрю прошлого года нигерийцы использовали больше наличных, чем раньше, в то время как популярность eNaira продолжила снижаться.
Недавние европейские выборы показали, что будущие национальные правительства могут сильно отличаться от нынешних. Учитывая историю Европы во время 2-й мировой войны, нетрудно представить, что могло бы произойти в менее доброжелательном мире.
Если не брать в расчёт сценарии конца света, ЕЦБ предпринимает согласованные попытки защитить конфиденциальность. Возможно, это так сегодня, но будет ли так завтра? Это подводит нас к третьей причине, по которой европейским гражданам следует опасаться ЦЕ.
Словам ЕС нельзя доверять
Институты ЕС постоянно нарушают даже собственные правила и положения. Ник Корбишли обратил внимание, как Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии, пренебрегла правилами прозрачности и подотчётности ЕС в скандале с компанией Pfizer. Или как Закон о цифровых услугах противоречит собственным законам ЕС о свободе выражения мнений и информации, включая статью 11 Хартии ЕС об основных правах. Или как Еврокомиссия совершила переворот в Румынии, чтобы не дать политику, выступающему против проекта «Украина», прийти к власти, и теперь тайно вмешивается в предвыборную кампанию в Польше, используя деньги налогоплательщиков и инструменты, разработанные военными и разведывательными службами. На последнее обратил внимание Норберт Херинг, немецкий журналист.
Ник Корбишли считает, что данные истории должны испугать граждан ЕС, учитывая, что главная цель ЕС – наращивать всё больше и больше централизованной власти и контроля над гражданами, бизнесом, обществом и экономикой Европы.
ЕС нуждается в ваших деньгах
Для финансирования проекта по ремилитаризации. И одних только средств налогоплательщиков и дальнейшего увеличения государственного долга будет недостаточно для финансирования военных амбиций. План ЕС по привлечению 800 млрд евро на оборону был отвергнут парламентом Нидерландов. Всего несколько дней назад Европейская комиссия объявила о создании ещё одного союза – «Союза сбережений и инвестиций», целью которого является направление триллионов евро европейских сбережений в казну нового поколения инновационных европейских компаний – в первую очередь, конечно, в сфере производства оружия.
Европейская комиссия представила план по «более эффективному» направлению банковских депозитов в размере до 10 трлн. евро по всему блоку на столь необходимые стратегические инвестиции.
Ник Корбишли напоминает, как в прошлом европейские правительства и США собирали средства, продавая населению военные облигации. Таким образом Брюссель стремится пересмотреть собственные правила, в первую очередь направленные на защиту инвесторов, чтобы упростить инвестирование в производителей оружия, в том числе в секьюритизированные активы.
Брюно Ле Мэр, министр экономики Франции, около года назад заявил, что у Европы недостаточно средств и ей необходимо «мобилизовать все сбережения европейцев – 35 трлн. евро – для финансирования перехода к устойчивому развитию, финансирования оборонных усилий и инвестиций в искусственный интеллект.
Тот факт, что всё более милитаризованный ЕС открыто претендует на огромные сбережения своих граждан и готов значительно ослабить защиту инвестиций, чтобы получить их, также должен вызвать тревогу в связи с планами по введению ЦЕ.
Цифровой евро будет использоваться вместе с цифровым кошельком
Большинство граждан ЕС, вероятно, пребывают в блаженном неведении о том, что в прошлом году ЕС принял закон о цифровых удостоверениях личности и что к 2026 году все страны ЕС будут обязаны предоставлять всем гражданам, резидентам и компаниям как минимум один цифровой кошелек для удостоверения личности.
Ник Корбишли уверен, что ЦЕ будет привязан к личным счетам, которые включают персональные данные, кредитную историю и другие формы соответствующей информации. Сочетание цифровых валют с цифровыми идентификационными кодами при постепенном отказе от наличных или даже их запрете дало бы правительствам и центральным банкам возможность не только отслеживать каждую покупку, но и определять, на что граждане могут и на что не могут тратить деньги. Их также можно было бы использовать для поощрения «желательного» социального и политического поведения и наказания тех, кто не подчиняется.
Хорошая новость заключается в том, что будущий успех цифрового евро ЕЦБ зависит в первую очередь от граждан. Как и в случае с Нигерией, у нас будет выбор: принимать его или нет, напоминает Ник Корбишли.
обсуждение