При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В 2017 году банки увеличили долю отказов клиентам в кредите, тогда как МФО, напротив, эту долю значительно сократили. При этом на обоих рынках немного выросло число кредитов и займов с признаками мошенничества.
Цель совместного исследования заключалась в том, чтобы выяснить, как часто банки и МФО отказывают клиентам в предоставлении средств, а также насколько их опасения обоснованы – то есть какая доля заявок приходится на мошенников. В качестве мошеннических в исследовании принимались кредиты и займы, по которым не было сделано ни одного платежа в течение трех месяцев после выдачи.
Как видно из таблицы 1, в 2017 году банки хоть и немного, но увеличили долю отказов клиентам в предоставлении кредитов. Она выросла с 64% до 65%. При этом МФО стали отказывать клиентам гораздо реже – доля отказов сократилась с 58% до 47%.
Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «С конца 2016 года МФО сконцентрированы на работе с повторными заемщиками, так как уже нарастили достаточную для себя клиентскую базу. И это отражается на росте уровня одобрения, так как повторные клиенты более качественные. Банки, напротив, стали активнее привлекать новых клиентов, так как чувствую выход из кризиса и уже готовы наращивать розничные портфели. При этом неминуемо падает доля одобренных заявок. То есть зарабатывать больше хотят и те, и другие, но МФО для этого нужно как можно больше повторных клиентов, а банкам – новых».
Таблица 1. Доли отказов по кредитам и займам
Банки | МФО | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2015, % |
I кв. 2016, % |
I кв. 2017, % |
I кв. 2015, % |
I кв. 2016, % |
I кв. 2017, % |
|
Доля отказов (от всех поступивших заявок) |
NA* | 64 | 65 | NA* | 58 | 47 |
* - данные, на основании которых могут быть рассчитаны эти показатели, должны передаваться в бюро только с марта 2015 года. Этот срок был установлен федеральным законом. В связи с этим нет возможности предоставить цифры за данный период времени.
Таблица 2 показывает, что на обоих рынках в 2017 году доли мошеннических заявок остались примерно на том же уровне, однако с тенденцией к небольшому росту.
Таблица 2. Доли кредитов и займов с признаками мошенничества
Банки | МФО | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
I кв. 2015, % |
I кв. 2016, % |
I кв. 2017, % |
I кв. 2015, % |
I кв. 2016, % |
I кв. 2017, % |
|
Доля займов и кредитов с признаками мошенничества |
0,118 | 0,099 | 0,112 | 4,1 | 3,2 | 3,3 |
Под «кредитами» в таблицах приводятся данные по POS (Point of Sale) и PIL (Personal Instant Loan, потребительским) кредитам, без учета кредитных карт, автокредитов и ипотеки.
Лига Трупа: «По нашим оценкам, доля заявок с признаками мошенничества в ближайшие годы продолжит расти на фоне неблагоприятных социальных и экономических условий – падения реальных располагаемых доходов и роста цен. Кроме того, серьезное влияние оказывает распространение в интернете способов реализации мошеннических схем».
Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс: «Уровень кредитов с признаками раннего мошенничества в банках довольно низок, тогда как в МФО он выше в силу специфики рынка. При этом мы наблюдаем усилия МФО по его снижению – за рассматриваемый период он сократился почти на 20%. Рынок МФО в последнее время находится под пристальным надзором регулятора, что также вынуждает микрофинансовые организации снижать принимаемые на себя риски. В результате игроки рынка вынуждены использовать всё более интеллектуальные инструменты противодействия мошенничеству для того, чтобы противостоять внешнему натиску».
По результатам исследования видно, что МФО увеличивают долю одобрения, несмотря на тенденцию к росту числа мошеннических займов. Это говорит о том, что участники микрофинансового рынка научились оценивать риски, вводя передовые скоринговые системы. Это позволяет им наращивать портфели без угрозы скачка «дефолтности».
обсуждение