При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Серия ракетных ударов по газовому месторождению на севере Ирака заставила американских подрядчиков свернуть работы по его расширению, что нанесло удар по надеждам курдского региона на увеличение доходов и возможности реализовать небольшую альтернативу российскому газу.
Проект по расширению месторождения Хор-Мор, управляемый консорциумом Pearl, контрольный пакет акций которого принадлежит компании Dana Gas (DANA.AD) из Абу-Даби и ее дочерней компании Crescent Petroleum, был приостановлен в конце июня после трех ракетных обстрелов объекта.
Рабочие техасской компании Exterran Corp (EXTN.N) вернулись на место в прошлом месяце, чтобы возобновить работу, но 25 июля по объекту был нанесен ещё один ракетный удар, что вынудило компанию снова уйти без каких-либо известий о дате возвращения, сообщили источники в промышленности и курдском правительстве.
Хор-Мор является одним из крупнейших газовых месторождений в Ираке, и план по его расширению направлен на удвоение добычи в регионе, остро нуждающемся в большем количестве газа для выработки электроэнергии и противодействия почти ежедневным отключениям электричества.
Источники сообщили, что в результате атак не было нанесено серьезного ущерба, и существующие операции не были нарушены, но расширение, которое предполагает строительство нового трубопровода на более позднем этапе в Турцию, было приостановлено до тех пор, пока не будет обеспечена безопасность в этом районе.
Проект, который частично финансируется за счет соглашения о финансировании на сумму $250 млн с Американской корпорацией по финансированию международного развития (U.S. International Development Finance Corporation, DFC), также направлен на экспорт газа в Турцию и Европу после того, как будут удовлетворены потребности внутреннего рынка.
Exterran является третьим подрядчиком, который не может возобновить работы в полном объеме на объекте с тех пор, как 21 июня начались атаки на месторождение, а два турецких субподрядчика, Havatek и Biltek, уже остановили работы.
В прошлом году курдское правительство подписало контракт с местной энергетической компанией KAR Group на строительство трубопровода от Хор-Мор через столицу региона Эрбиль до города Дахук, недалеко от турецкой границы, параллельно существующему трубопроводу.
Задержки могут стоить обремененному долгами региональному правительству Курдистана (КРГ) значительных штрафов и приостановят реализацию курдских планов по экспорту газа.
По словам источника в правительстве, если инфраструктура не будет готова к крайнему сроку в мае 2023 года, курдское правительство должно будет платить Dana Gas $40 млн в месяц, пока она не будет готова.
«Более того, это репутационный ущерб, потому что дополнительные угрозы безопасности добавляют еще один уровень рисков, которые могут повлиять на стоимость капитала и страхования», — сказал Али Аль-Саффар (Ali Al-Saffar) из Международного энергетического агентства (МЭА, IEA).
Dana Gas имеет права на разработку двух крупнейших газовых месторождений в Ираке, Хор-Мор и Чемчемал, которые добывают около 13 млн кубических метров газа в день. В ближайшие несколько лет компания планирует более чем удвоить производство до 28 млн, чего должно быть достаточно для удовлетворения внутренних потребностей.
С доказанными запасами в более чем 450 млрд кубометров добыча потенциально может увеличиться и до более чем 42 млн кубометров в день, оставляя при этом значительное количество газа для поставок на экспорт.
По словам источника в отрасли, Dana Gas поставляет около 80% газового сырья в регионе.
Однако планы по экспорту газа из региона могут угрожать статусу Ирана как основного поставщика газа в Ирак и Турцию в то время, когда его экономика все еще не оправилась от международных санкций.
В марте иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) запустил дюжину баллистических ракет по Эрбилю в ходе штурма, целью которого, по-видимому, был срыв планов региона по поставкам газа в Турцию и Европу, заявили официальные лица.
Хотя ни одна группировка не взяла на себя ответственность за пять нападений на Хор-Мор с июня, курдские официальные лица, дипломаты, источники в промышленности и эксперты по энергетике заявили, что, по их мнению, они были совершены поддерживаемыми Ираном ополченцами.
Однако два дипломата, базирующиеся в Ираке, заявили, что, по их мнению, соперничество внутри партии Патриотического союза Курдистана (ПСК), стороны, контролирующей территорию, на которой расположено месторождение, привело к тому, что одна группа приняла ответные меры за то, что ее исключили из проекта по расширению.
Месторождение Хор-Мор находится недалеко от нейтральной зоны между иракской армией, курдскими силами и шиитскими ополченцами, откуда были нанесены первые три ракетных обстрела.
Из-за отсутствия соглашения о территориальном контроле существуют районы, в которые ни иракская армия, ни курдские силы не могут войти для обеспечения безопасности там, где действуют ополченцы.
Но последние две атаки более крупными ракетами были совершены из районов, расположенных ближе к городу Киркук, который находится под контролем федерального правительства.
«Хор Мор обладает большим потенциалом и может помочь курдам», — сказал курдский чиновник. «Нас атакуют со всех сторон. Будущее очень неопределенно».
Неудача с газом происходит в то время, когда нефтяной сектор, который выступает в роли спасательного круга для финансов региона, также находится в бедственном положении.
Запасы нефти истощаются более чем в два раза по сравнению со средним мировым показателем, а также решение Федерального Верховного суда в феврале, которое признало правовые основы нефтегазового сектора Курдистана неконституционными, вынудило некоторые иностранные нефтяные компании уйти.
Однако Exterran остановила работу по соображениям безопасности, а не по решению суда, сообщили источники в промышленности и правительстве.
Дальнейшие задержки с инвестициями в этот сектор лягут тяжелым бременем на РПК, которое сталкивается с экономическим кризисом в подконтрольным ей регионе, который уже испытывает трудности в нестабильном Иракском государстве.
Долг КРГ в настоящее время составляет около $38 млрд, по словам одного правительственного чиновника, а парламентарий Карван Газнай (Karwan Gaznay), который является членом регионального комитета по нефти и газу, сказал, что экспорт нефти составляет 85% бюджета Иракского Курдистана.
Задержки с выплатой заработной платы в госсекторе, плохое качество государственных услуг и коррупция в последние два года часто приводили к насильственным протестам против политических партий, управляющих регионом.
Широко распространенные экономические трудности среди молодых курдов также были одним из основных факторов миграционного кризиса на границе Беларуси и Европейского Союза, который начался в 2021 году.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Exclusive: Attacks on major Iraqi gasfield drive out U.S. contractors (Reuters)
обсуждение