При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Первые запросы СМИ об этом событии как о вероятном появились в понедельник, и для меня выбор в качестве цели поглощения банка Тинькофф стало неожиданностью. Хотя то, что Яндекса способен и может приобрести банк, было известно давно. Но я ожидал, что он будет строить бизнес-экосистему (то есть более или менее равноправное содружество нескольких игроков) с участием какого-нибудь другого банка, к примеру – ВТБ.
Что касается Сбербанка, то понятно, что Яндекс не смог бы купить Сбер, но и не хотел стать контрабасом в оркестре под его управлением. А равноправное сотрудничество между двумя компаниями, каждая из которых претендует на звание главной ИТ-компании России (у Сбербанка, насколько я знаю, больше программистов, чем у Яндекса), маловероятно.
При этом, хотя мы и привыкли теперь использовать термин «экосистема», но подразумеваем под ним, как правило, просто холдинг с одним хозяином.
Озвучена оценка «Тинькофф» в $5,48 млрд, и появились сведения о том, что половина суммы будет выплачена деньгами, а остальное – акциями «Яндекса». Это снимает определённую озабоченность относительно того, будет ли сделка одобрена. Новый частный акционер, который мог бы претендовать на 15% акций интернет-гиганта, мог бы и не устроить государство. Но если речь идёт лишь о 2,74 миллиардах акциями, что будет составлять только 9% стоимости объединённой компании (капитализацию которой можно оценить в 30 млрд долл.), то сделку могут и одобрить.
Как отреагирует Сбербанк, предсказать сложно, но весьма вероятно, что будет приветствовать сделку и скажет, что развивать рынки станет интереснее. Рынок, определённо, сделку приветствует. Вечером во вторник на Московской бирже акции «Яндекса» подорожали на 8,2% и закрылись на отметке 4 900 рублей, в значительной степени отыграв сентябрьское снижение. Максимальная стоимость была достигнута 1 сентября 2020 года, когда стоимость бумаги достигла уровня 5 177 рублей, после чего снижалась вместе с глобальным хайтеком. На NASDAQ после публикации новости стоимость выросла скачком с $59,5 до $62, после чего росла в течение всех торгов и в итоге достигла $66, что на 11,8% выше цены открытия. Капитализация Яндекса в итоге вчера увеличилась до $24 млрд.
Сегодня в Москве акции пока что выросли до 5100 рублей, хотя мы предсказывали, что могут дорасти и до 5300 рублей.
Сделка важна для «Яндекса», которому необходимо выйти за рамки ограниченного рынка интернет-рекламы объёмом 244 млрд рублей по итогам 2019 года. Хотя доля интернет-рекламы составляет уже 49,4% российского рекламного рынка, и переток бюджетов в онлайн усиливается, но сам наш рекламный рынок ограничен потолком в полтриллиона рублей (494 млрд рублей по итогам прошлого года по данным АКАР). Причём, 121,7 млрд рублей из них уже зарабатывает Яндекс. Поисковик мог бы, конечно, не искать лёгких путей, и вместо «Тинькофф Банка» приобрести какой-нибудь телеканал, но, видимо, решил не раскачивать существующее равновесие. А полтриллиона рублей – это чуть больше выручки только одного оператора связи МТС (476,1 млрд рублей за 2019 год), к которому скоро приблизится «Ростелеком», поглотивший Tele2. То есть российский рекламный рынок – это не очень тяжёлая весовая категория в сравнении с отраслью связи в целом и с электронной торговлей. Кроме того, удар по российскому рынку рекламы нанесла эпидемия Covid-19, убрав с рынка порядка трети рекламных агентств. Перспективы роста рекламного рыка неясны.
Зато очевидный драйвер роста выручки Яндекса и конкурирующей экосистемы Сбербанка, Mail.Ru и партнёров – это электронная коммерция. Этот гибрид информационных технологий и традиционной торговли (от оборота которой составляет пока лишь 16,1%) выиграл, а не пострадал в результате пандемии. По прогнозу российской Data Insight, он будет расти на 33% в год и достигнет 7,2 триллиона рублей в 2023 году. Яндекс будет развивать маркетплейс на основе «Маркета», доставку, логистику, потребительское кредитование и другие финансовые сервисы. Наличие банка в экосистеме является важным для IT-холдинга, который хочет быть полноценным конкурентом на рынке электронной коммерции. Во-первых, многие маркетплейсы кредитуют поставщиков и быстро развивают краудлендинг. Во-вторых, кредиты требуются и потребителям, ибо хотя новый iPhone пока так и не выпущен, но всё-таки может появиться, другие гаджеты тоже требуют средств, да и для пущего удовольствия от гейминга в изоляции нужны недешёвые аксессуары.
Аудитории Яндекса, в особенности тем, у кого всё хорошо с кредитной историей и вообще, можно начинать готовиться к роли активных онлайн-шопперов, завсегдатаев маркетплейса и ценителей изысканных финансовых продуктов. Яндекс, накопивший за двадцать лет петабайты знаний о том, чего мы ищем в жизни, способен значительно улучшить качество скоринговых процедур, то есть тех, которые решают, давать ли нам кредит и какую яхту предлагать – тридцатиметровую или покороче. Хотя и не контролирующий пока мобильную операционную систему, поисковик очаровывает нас своими незаменимыми мобильными приложениями, и, в общем, знает о нас то же, что и операторы сотовой связи. Банки операторов быстро растут, а банк Яндекса будет расти ещё быстрее, и, возможно, утечки в СМИ по поводу регистрации товарных знаков, вроде «Я.Банк», были допущены неспроста. Хотя, вполне возможно, что кредиты он будет выдавать строже, чем другие новые банки – но не только потому, что его скоринг будет лучше, а и потому, что многие уже и так глубоко закредитованы. Бренд «Тинькофф» в случае, если поглощение состоится, займёт своё почётное место в истории российского бизнеса.
обсуждение