Среда, 17.12.2025
×
“Грядущие годы таятся во мгле”: как выглядит будущее финансов

Финансовый маркетплейс — как будут работать агрегаторы финпродуктов и услуг

На платформах круглосуточно продавать продукты и услуги смогут банки, страховщики и профильные компании. На горизонте трех лет системы могут запустить до 10 операторов. Впрочем, чем больше их выйдет на рынок, тем меньше лояльности им достанется от потребителей.

Два закона о финансовых маркетплейсах

В России заработают агрегаторы финансовых продуктов и услуг. Пакет законов о финансовых маркетплейсах подписал Владимир Путин.

Базовый — «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» — определяет правовые основы деятельности операторов маркетплейсов и регулирует отношения по заключению сделок с организациями и эмитентами. Закон-спутник предусматривает идентификацию клиентов финансовых платформ и допускает передачу таких полномочий другим лицам.

Для работы на платформе клиенту предстоит зарегистрироваться, после чего можно будет открывать вклады, приобретать продукты и услуги всех подключенных к ней продавцов. Например, можно будет собрать в одну корзину несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик.

Онлайн — главный тренд финансовой отрасли

Предполагается, что первыми на финансовых маркетплейсах появятся депозиты, ценные бумаги и страховые продукты. По мере формирования рынка линейка будет расширяться, в том числе за счет кредитов.

«Развитие онлайн-сервисов — главный тренд финансовой отрасли, а маркетплейсы — это следующий уровень услуги, когда клиент через одно приложение получает доступ не к одному банку, а к множеству. Регулирование меняет две вещи: оно создает доверенную среду и улучшает клиентский путь», — рассказывает первый зампредседателя Банка России Сергей Швецов.

Финансовый маркетплейс: доступ к продуктам и клиентам 24 часа в сутки

Аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, в числе основных преимуществ финансовых маркетплейсов для потребителей называет простоту и высокий уровень безопасности.

«Простота связана с единым привычным интерфейсом, а безопасность — с тем, что крупнейшие маркетплейсы могут обеспечить определенный уровень контроля качества услуг поставщиков. Для операторов маркетплейсов, если они сами являются финансовыми компаниями, важной является экономия масштаба. Для участников — экономия на рекламных расходах, поскольку „раскрутить“ собственный сайт сейчас — дорогая задача», — говорит Делицын.

Руководитель проекта цифрового партнерства «Открытие Брокер» Гор Погосян отмечает, что в любой сфере появление маркетплейсов помогает пользователю получить доступ к наиболее широкому спектру предложений, а продавцам — увеличить аудиторию потенциальных клиентов. При этом Погосян подчеркивает: в случае с финансами будут появляться дополнительные риски, например, связанные с кредитным качеством банков.

«То есть сейчас небольшому банку с нехваткой ликвидности сложно выйти на значительную аудиторию и „включить пылесос“, и при выборе банка для хранения сбережений есть критерий надежности. В условии маркетплейса, когда все банки „стоят на одной полке“, главным критерием выбора станет процентная ставка. Это несет в себе риски потери части клиентской базы для больших банков с высоким рейтингом надежности и не учитывает риски, связанные с банкротством, для населения».

Отличительная особенность финансовых маркетплейсов — возможность идентификации физлиц. По закону все операторы маркетплейсов должны быть включены в спецреестр. Хранение юридически значимой информации по совершенным на платформах сделкам обеспечит регистратор финансовых транзакций. Сведения будут доступны для клиентов в личном кабинете на сайте Госуслуг в режиме онлайн.

«Возможность идентификации физлиц — значительный плюс как для профучастников, так и для пользователей. Это важно, потому что будет сильно упрощен процесс открытия счетов/оформления финансовых продуктов», — поясняет Гор Погосян.

По словам Леонида Делицына, для банков ЦБ РФ разработал специальные инструкции по информационной безопасности. Если у банка нет собственных ресурсов для соблюдения требований, можно прибегнуть к услугам компаний, специализирующихся на информационной безопасности. «Вполне вероятно, что аналогичный порядок будет действовать и в отношении финансовых маркетплейсов в целом».

Финансовые платформы: чем больше операторов, тем меньше преимуществ

В оценке количества финансовых маркетплейсов, которые могут выйти на российский рынок на горизонте трех лет, аналитики разделились. По мнению Леонида Делицына, финансовых платформ вряд ли будет больше 3−5.

«В противном случае, они потеряют преимущества масштаба и известность бренда, потребители будут их путать, и испарится лояльность. Разумеется, маркетплейсы постараются создать крупнейшие банки и финансовые структуры».

Гор Погосян, в свою очередь, полагает, что проекты по продаже финуслуг запустят все основные игроки рынка e-commerce.

«Плюс уже существующие агрегаторы финуслуг продолжат развиваться. Наверняка, появится маркетплейс ЦБ, под который, по сути, и подготовлена законодательная база. Таким образом, через несколько лет на рынке могут работать около 10 финансовых платформ по продаже продуктов и услуг».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Рафаэль Бостик призывает ФРС к осторожности Рафаэль Бостик призывает ФРС к осторожности Дальнейшее снижение процентных ставок в США может создать серьёзные риски для экономики и подорвать доверие к Федеральной резервной системе, заявил президент Федерального резервного банка Атланты Рафаэль Бостик. По его словам, переход денежно-кредитной политики в более мягкую, стимулирующую фазу способен вновь разогнать инфляцию и закрепить у бизнеса и домохозяйств ожидания устойчиво высокого роста цен, что значительно осложнит возвращение инфляции к целевому уровню в 2%. Прогнозы Pfizer на 2026 год разочаровали инвесторов Прогнозы Pfizer на 2026 год разочаровали инвесторов Американский фармацевтический гигант Pfizer дал рынку осторожный сигнал относительно ближайшего будущего, представив умеренный прогноз на 2026 год и фактически признав, что масштабные инвестиции последних лет начнут приносить ощутимую отдачу лишь в более отдаленной перспективе. Компания пытается перестроить бизнес после резкого спада продаж продуктов против COVID-19 и одновременного давления со стороны стареющего портфеля препаратов, которые постепенно теряют патентную защиту и сталкиваются с усиливающейся конкуренцией на рынке. Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги разнонаправленно Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги разнонаправленно Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в среду завершили торги разнонаправленно после двух дней снижения. Инвесторы оценивали неоднозначные данные по рынку труда США и ждали свежей статистики по американской инфляции, которая может повлиять на ожидания по процентным ставкам.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)