При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Еще недавно Сингапур был финансовым центром АТР. Но сейчас его фондовый рынок уже не демонстрирует прежней динамики, даже несмотря на то, что маленькой стране удалось достигнуть отличных результатов в борьбе с коронавирусом. Что же случилось с сингапурскими ценными бумагами?
Общая характеристика рынка
Сингапурская фондовая биржа (SGX) была основана в результате отделения от общей биржи Сингапура и Малайзии в мае 1973 года. Торги на ней открылись 16 июня того же года. К концу 1999 года в основной секции площадки было зарегистрировано 335 компаний. Вскоре после этого биржа переехала в новую штаб-квартиру, бизнес-центр SGX на Шентон-Уэй, в котором тогда размещались некоторые из крупнейших финансовых учреждений Сингапура. В 2000-х годах SGX привлекла на размещение множество китайских компаний.
Так называемые С-чипы, китайские компании, зарегистрированные в Сингапуре, продолжали доминировать на местном рынке IPO до 2010-х годов, когда случилась серия громких скандалов, связанных с мошенничеством некоторых из них. Сингапурский регулятор, собственно говоря, сам был виноват в этих инцидентах, поскольку смягчил требования к иностранным компаниям, желающим пройти листинг на бирже. После 2013 года количество С-чипов значительно уменьшилось, популярность у инвесторов получили стабильные акции крупных компаний, выплачивающих дивиденды
По состоянию на конец 2021 года на Сингапурской фондовой бирже насчитывается 735 эмитентов, рыночная капитализация составляет 900 млрд сингапурских долларов (около $668 млрд).
Индекс крупнейших компаний площадки - Straits Times (STI). За прошлый год индекс вырос с 2896 до 3124 пунктов. По состоянию на середину февраля STI вырос до 3421 пунктов.
На три крупных банка - DBS, OCBC и United Overseas Bank - приходится более 40% индекса. На долю компаний, занимающихся недвижимостью и телекоммуникациями, приходится еще 23%. STI также включает в себя некоторые крупные иностранные компании, такие как Thai Beverage PCL и части конгломерата Jardine Matheson, который переехал в Сингапур за три года до того, как британцы передали Гонконг Китаю в 1997 году. А вот из технологических компаний в STI есть только одна: Venture Corp, производитель электроники, существующий 34 года. Состав индекса отражает нехватку новых интересных компаний и стартапов.
Ежедневный объем торгов на Сингапурской фондовой бирже составляет 1,35 млрд сингапурских долларов.
Развитие рынка
Одна из главных законодательных инициатив прошлого года – разрешение листинга на бирже компаний SPAC. Это компании, которые создаются специально для слияния с другими компаниями, которые хотят выйти на биржу, минуя процедуру первичного публичного размещения. После сбора средств учредителям SPAC обычно дается два года, чтобы найти целевую компанию и приобрести ее. Если подходящая сделка не будет заключена, SPAC ликвидируется, а средства возвращаются акционерам. Начиная с 3 сентября 2021 года, SPAC разрешается размещать на главной площадке Сингапурской биржи при условии, что они соответствуют предписанным правилам.
Биржевой регулятор Сингапура (SGX RegCo) в прошлом году объявил о расширении спектра своих правовых полномочий и об усилении требований к эмитентам о предоставлении информации. Это последовало за публичными консультациями по изменениям в Правилах листинга. Надо полагать, что такие изменения укрепят доверие к рынкам капитала Сингапура, послужат более действенным сдерживающим фактором против мошеннических действий на фондовом рынке и усилят защиту инвесторов. В частности, регулятор имеет право смещать директоров компаний и обязывает сотрудников доносить на руководство, если им известно о приукрашивании в отчетности реальных данных. В настоящий момент новые правила являются одними из самых жестких в мире, они даже жестче, чем в США.
Макроэкономические факторы, влияющие на рынок
Значительная часть негативного влияния на фондовый рынок страны до ужесточения биржевых норм связана со слишком мягким законодательством в этой сфере. При режиме просвещенной диктатуры Ли Куан Ю, при всей его жесткости и бескомпромиссности, экономическое законодательство было создано слишком мягким, в первую очередь, для привлечения иностранных инвесторов, а при его сыне Ли Сянь Луне произошла дальнейшая либерализация.
В эпоху Ли-старшего был создан культ владения недвижимостью, упор делался на инвестиции именно в этот сектор, была создана поощряющая это политика. Сегодня в Сингапуре один из самых высоких уровней владения собственной недвижимостью в мире: около 90%. Так, в 2019 году 44% всех активов домохозяйств было инвестировано именно в недвижимость. В результате акции и ценные бумаги составляют всего 9,6% активов домохозяйств, тогда как, например, в США – 48 %. Биржевые фонды в Сингапуре, при этом, работают больше с зарубежными ценными бумагами.
Непопулярность отечественного фондового рынка среди местных розничных инвесторов ведет к тому, что главы компаний, жалуясь на низкие, по их мнению, оценки в родном городе-государстве, ищут более ликвидные рынки, которые могут обеспечить более высокие цены на акции. Например, производитель мебели Man Wah Holdings Ltd стал публичным в сентябре 2009 года. В течение шести месяцев он был повторно выставлен на торги в Гонконге по цене, примерно в восемь раз превышающей рыночную стоимость в Сингапуре. А некоторые местные компании вообще обходят SGX стороной. Например, Razer Inc, производитель игрового оборудования, при листинге в ноябре 2017 года сразу выбрал Гонконг, который заметно выиграл от финансовых связей с экономикой материкового Китая. У Сингапура же нет таких связей с какой-либо крупной экономикой. Мало того, сейчас даже Фондовая биржа Хо Ши Мина и Таиландская фондовая биржа обходят Сингапур по количеству привлеченных средств, а рынки Шанхая и Шэньчжэня стали более доступными для иностранных инвесторов. Это можно связать с тем, что на упомянутых биржах имеют оборот акции молодых и перспективных технологических компаний.
Перспективы рынка
Как уже было сказано, к «голубым фишкам» Сингапура относятся акции преимущественно финансовых, телекоммуникационных компаний, а также компаний из сферы недвижимости. В связи с этим рынок пока менее интересен для иностранных инвесторов, чем конкурирующие рынки АТР. Ситуация может измениться в связи с введением листинга компаний SPAC, многие из которых представляют интересы хайтек-стартапов. Таким образом, инвесторам следует ждать новых публичных первичных размещений.
Но конкуренцию все равно никто не отменял, и наличие практически рядом такого фондового гиганта как Гонконг является большим риском. Также имеется и политический риск: в 2022 году заканчиваются полномочия премьера Ли Сянь Луня, который продолжает политику своего отца Ли Куан Ю.
Несмотря на общую тенденцию к либерализации фондового рынка при сохранении определенной авторитарности руководства, у Ли-младшего хватило политической воли хотя бы не препятствовать ужесточению биржевого законодательства, которое может привести к снижению многих рисков для инвесторов. Ли-младший – вполне предсказуемый политик, что же будет делать новый премьер, пока предсказывать инвесторы могут очень слабо. Уход со своей должности сына культового (и даже за пределами Сингапура, в России Ли-старший известен тоже очень хорошо, и многие считают его примером) лидера вряд ли вызовет рыночный оптимизм – скорее его снижение.
обсуждение