При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Во вторник General Motors (GM), крупнейший автопроизводитель США, сделала неожиданное заявление: компания прекращает работу над разработкой роботакси в рамках своего подразделения Cruise. Этот шаг стал серьезным ударом по амбициям GM в области передовых технологий, но также отразил жесткие реалии бизнеса и конкуренции на зарождающемся рынке автономного транспорта.
GM приобрела компанию Cruise в 2016 году, вложив с тех пор более $10 млрд в развитие технологий автономного вождения. Подразделение стало флагманом инноваций компании, а в 2023 году генеральный директор GM Мэри Барра (Mary Barra) заявляла, что Cruise может приносить до $50 млрд годового дохода к 2030 году.
Однако реальность оказалась иной. В последние годы Cruise сталкивалась с проблемами, включая серьезные аварии, уголовное расследование, штрафы и растущую конкуренцию. В июле 2023 года GM уже заморозила разработку беспилотного роботакси Origin, у которого отсутствуют традиционные органы управления, такие как рулевое колесо и педали. На фоне этих трудностей компания решила сосредоточиться на более прибыльных направлениях бизнеса.
Решение GM связано с несколькими ключевыми факторами:
1. Высокая стоимость и длительные сроки развития.
Масштабирование бизнеса роботакси требует значительных ресурсов, а выход на прибыльность кажется отдаленным на годы или десятилетия.
2. Растущая конкуренция.
Крупные игроки, такие как Waymo (принадлежащая Alphabet), Baidu и Tesla, продолжают активно развивать технологии автономного вождения, привлекая огромные инвестиции. Например, Waymo недавно получила финансирование в размере $5,6 млрд и расширяет свою географию, запуская беспилотные такси в Майами и Лос-Анджелесе.
3. Риск репутационных потерь.
Cruise оказалась в центре скандала после аварии в Сан-Франциско в 2023 году, где роботакси сбило пешехода. GM пришлось выплатить значительную компенсацию пострадавшей, а также заплатить штраф в размере $500 000 за подачу ложного отчета в рамках федерального расследования.
4. Фокус на традиционных сегментах.
GM пересматривает свои приоритеты, переключаясь на прибыльные направления, такие как производство пикапов и других автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Одновременно компания сокращает планы по производству электромобилей и продает доли в совместных предприятиях по производству аккумуляторов.
После реструктуризации Cruise станет частью подразделения GM, занимающегося системами помощи водителю. Однако будущее сотрудников компании остается неопределенным. Мэри Барра отказалась раскрыть, сколько работников Cruise будет переведено в GM. Увольнения, вероятно, коснутся значительного числа сотрудников, учитывая, что ранее подразделение уже сокращало штат после аварии 2023 года.
Рынок автономных транспортных средств остается крайне сложным. Разработка беспилотных технологий требует не только огромных инвестиций, но и решения множества технических и нормативных проблем. Несколько крупных игроков уже отказались от этого направления:
- В 2022 году Ford свернула свой проект Argo AI, который разрабатывался совместно с Volkswagen.
- Многие стартапы в этой области закрылись или сменили профиль из-за нехватки финансирования.
Тем не менее компании вроде Tesla и Waymo продолжают верить в будущее автономных автомобилей. Илон Маск неоднократно заявлял, что Tesla планирует запустить флотилию роботакси в ближайшие годы, а Waymo расширяет свои услуги и наращивает инвестиции.
Отказ от роботакси показывает, что GM возвращается к своим корням, делая ставку на проверенные и прибыльные сегменты рынка. Компания ожидает, что реструктуризация позволит сократить расходы примерно с $2 млрд до $1 млрд к концу июня 2024 года.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение