При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский бизнес не отложил «зелёную» повестку до лучших времён на фоне крайне неблагоприятной конъюнктуры. Произошло вынужденное переформатирование и консолидация ресурсов: после затишья в первой половине 2022 года, уже во второй половине было размещено сразу 7 выпусков в Секторе устойчивого развития Московской биржи, 5 из которых имеют прямое отношение к экологии.
Первая половина 2022 года стала для отечественной зелёной экономики и, в целом для ESG-повестки, временем для пересмотра акцентов и временем для консолидации ресурсов. Термин «Устойчивое развитие» ещё никогда не воспринимался бизнесменами так буквально: лишь бы не растерять клиентов и не войти в штопор банкротства, то есть…устоять. Но этот вызов оказался не единственным: ребром встал вопрос, как в новом мире реализовывать ESG-повестку? Ведь не секрет, что данную повестку российские компании использовали зачастую в качестве красивого фасада для улучшения имиджа в глазах западных партнёров. Теперь очевидно, что прежние партнёры остались в прошлом и стоит искать новых. Или переориентироваться на внутренний рынок? Или всё это вместе?
В связи с вышесказанным нет ничего необычного в том, что за первую половину года не было размещено ни одного выпуска ESG-облигаций, а кроме того, регулятор использовал заминку для внесения изменений в Стандарты эмиссии ценных бумаг – компании получили возможность выпускать три новых вида бондов, в том числе национальные и адаптационные. В итоге, начиная с 21 июля 2022 года в Секторе устойчивого развития Московской биржи было размещено 3 выпуска зелёных облигаций и 2 – национальных и адаптационных, которые, к слову, имеют самое непосредственное отношение к экологии. Эмитентами зелёных выступили ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, а также Атомный энергопромышленный комплекс, адаптационных – СОПФ «Инфраструктурные облигации». Таким образом, эти 5 выпусков собрали с рынка около 106,5 млрд рублей. Можно сравнить с итогами 2021 года, в течение которого 5 зелёных выпусков привлекли 117 млрд рублей инвесторов. Как видно, никакого провала и тем более катастрофы не произошло. А вот мировой рынок ESG-облигаций ждёт сокращение не менее, чем на 10% по итогам 2022 года. И это случится впервые за всю историю данного рынка.
Что же касается нашего рынка, то мы были даже в шаге от нового рекорда: анонсированное на ноябрь 2022 года размещение зелёных облигаций от Россельхозбанка перенесли. Возможно, данное размещение состоится уже в наступившем 2023 году. Кроме того, в ходе ПМЭФ-2022 было объявлено, что Россельхозбанк совместно с Российским экологическим оператором (РЭО) намерен сделать 10 выпусков зелёных облигаций. А в августе 2022 года, уже на встрече с президентом страны, руководитель РЭО сообщил о регистрации выпуска зелёных облигаций на сумму 100 млрд рублей. Согласно решению совета директоров РЭО, выпуск будет размещён до 2024 года. Данный проект очень важен с точки зрения реализации: создаётся «бюджетное плечо», с помощью которого на 1 бюджетный рубль будет привлекаться 10 рублей с рынка. Конечная ставка для заёмщика, по словам главы РЭО, составит 4,5-5,5%. О ставке для инвесторов пока ничего не известно, но в РЭО сообщили о кратной переподписке на предстоящий выпуск.
Что ещё может поддержать зелёный рынок в 2023 году и далее? Очевидно, что привлекательная ставка для частных инвесторов, доля которых в торговле облигациями выросла в 2022 году в 2,6 раза – до 26%. Купон по зелёным и адаптационным выпускам составил 8-10,2%, что даёт существенную премию к ОФЗ и привлекает в Сектор устойчивого развития частных инвесторов. В этой связи мы сильно отличаемся от западного рынка, где инвесторы сознательно покупают зелёные облигации с пониженной ставкой (фактор гриниума), внося таким образом свой вклад в улучшение экологии.
Возможно ли появление стимулов для эмитентов зелёных облигаций от регулятора? После окончания работы над зелёной законодательной базой, такие шаги выглядели бы логично. Однако, аналитики рейтингового агентства АКРА уверены, что появление каких-либо льгот по ESG-инструментам маловероятно даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже 2023 годе. В тоже время, в рейтинговом агентстве НКР допускают появление регуляторных льгот, что не потребует вообще никаких бюджетных расходов. Речь может идти о снижении требований к достаточности капитала или о налоговых льготах в отношении доходов, полученных от зелёных облигаций.
Ожидать появления новых инвесторов из дружественных стран взамен западных пока не приходится – до решения вопроса о признании заграницей наших ESG-рейтингов, а также до решения вопроса вторичных санкций. Между тем, перспективы тут большие, поскольку зелёная повестка у азиатских инвесторов находится на первом месте.
В АКРА считают, что динамика рынка ESG-облигаций в 2023 году будет определяться как и в минувшем году – несколькими крупными эмитентами, а общий объём размещений будет близок к цифрам 2022 года. В Совкомбанке ожидают, что основными эмитентами выступят институты развития. Но настоящим же качественным изменением рынка будет давно ожидаемый дебют наших сырьевых компаний.
обсуждение