При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Победа Дональда Трампа на выборах в 2024 году и его возвращение в Белый дом обещают значительные перемены для мировой экономики. Подход Трампа к внутренней и внешней политике обещает усиление позиций американского доллара, рост фондового рынка США, а также усиление протекционизма, что окажет давление на облигации, развивающиеся рынки, устойчивые инвестиции и некоторые сырьевые товары.
Валюты
Ожидается, что президентство Дональда Трампа укрепит американский доллар на фоне прогнозов роста инфляции и экономического подъема, что потребует от Федеральной резервной системы США сохранять высокие процентные ставки. Более высокие ставки сделают доллар более привлекательным для инвесторов и, по оценкам аналитиков Citi, могут увеличить его курс на 3%.
Снижение курса евро и китайского юаня также выглядит вероятным. Введение новых тарифов и усиление протекционистских мер могут привести к падению евро до уровня ниже $1. В то же время юань также может подешеветь, повторяя динамику 2018–2020 годов, когда китайская валюта значительно потеряла в цене на фоне торговых конфликтов с США.
Акции
Трамп обещает снизить налоги для крупных компаний, поддержать нефтедобычу и ослабить иммиграционную политику. Такие шаги увеличат доходность S&P 500, повысив прибыльность американских компаний примерно на 4%, согласно оценкам Goldman Sachs. Банковский, технологический и нефтегазовый секторы, вероятно, окажутся в выигрыше, особенно если налоговая ставка для корпораций будет снижена с 21% до 15%.
Однако протекционистская политика и ограничения на импорт из Китая могут нанести урон транснациональным корпорациям, поскольку такие меры увеличат их затраты. Пострадают и компании, ориентированные на «зеленые» технологии и электромобили. Например, производители электромобилей за пределами США, такие как японские и европейские компании, столкнутся с проблемами из-за возможного снижения налоговых льгот на покупку электромобилей в США. На этом фоне акции некоторых автопроизводителей уже демонстрируют падение.
Облигации
С приходом Трампа инвесторы обеспокоены ростом государственного долга США. По оценкам, планы Трампа по увеличению расходов могут добавить $7,5 трлн к дефициту за десятилетие. Это увеличит доходность казначейских облигаций и поднимет расходы по займам. В октябре, когда рынки предполагали высокую вероятность победы Трампа, доходность казначейских облигаций уже увеличилась почти на 50 базисных пунктов.
Повышенная инфляция оставит ФРС меньше возможностей для снижения ставок, что сделает долговые инструменты более дорогими. Европейские и азиатские страны также могут столкнуться с трудностями, поскольку рост американских ставок и укрепление доллара оказывают давление на их валюты и инфляционные показатели.
Сырьевые товары
Трамп намерен максимально увеличить добычу нефти и газа в США, смягчив экологические ограничения и расширив федеральный лизинг. Это обеспечит стабильные поставки и может удерживать цены на американскую нефть WTI на относительно низком уровне. При этом введение санкций на экспорт нефти из Ирана может ограничить мировые поставки, поддерживая цены на нефть на более высоком уровне.
Американский агросектор, особенно производство соевых бобов, также окажется под влиянием внешнеэкономической политики Трампа. США и Китай, крупнейший в мире импортёр сои, в последнее время сократили закупки американской сельхозпродукции, что уже привело к падению цен на сою на 25% по сравнению с прошлым годом.
Развивающиеся рынки
Протекционистская политика Трампа создаёт риски для развивающихся рынков, особенно стран, зависящих от экспорта в США и Китая. Например, мексиканский песо может резко упасть из-за непомерно высоких тарифов на импорт мексиканских автомобилей.
Вице-президент Джей Ди Вэнс предложил ввести налог на денежные переводы в размере 10%, что значительно ослабит экономики стран Латинской Америки, зависящие от переводов средств из США.
Давление на рынки также окажут возможные санкции против производителей чипов в Тайване и Южной Корее, работающих на китайский рынок. Это может вызвать дополнительные затруднения для азиатских развивающихся стран, особенно на фоне роста доллара и удорожания заимствований.
Распродажа казначейских облигаций и рост доллара также выкачают деньги из развивающихся рынков и приведут к ужесточению денежно-кредитной политики во многих странах.
Развивающиеся экономики с внутренним ростом и историями реформ, такие как Индия или Южная Африка, могут выиграть и стать убежищем в иных нестабильных мировых условиях. Производитель меди и лития Чили может в значительной степени избежать этого из-за менее заменяемого характера своего экспорта.
Устойчивое развитие
Победа Трампа означает ослабление экологического регулирования и поддержку традиционных энергоносителей. Он планирует «отменить все неизрасходованные средства» по Закону о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), принятому администрацией Байдена-Харрис, который включал субсидии на электромобили, солнечную и ветровую энергию.
Кроме того, Трамп намерен освободить Гэри Генслера от занимаемой должности главы Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), что ослабит влияние фондов устойчивого развития на компании и затруднит их давление на бизнес по вопросам ESG. Такие фонды уже столкнулись с оттоком средств с 2022 года из-за высокой стоимости энергоресурсов, что снизило их привлекательность.
***
Победа Дональда Трампа на выборах 2024 года создаёт новые условия для мировой экономики. Его экономическая политика может привести к укреплению доллара, росту фондового рынка и увеличению роли традиционной энергетики, но также создаст препятствия для зелёной экономики, развивающихся рынков и глобального сотрудничества.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- What does Trump’s 2024 election win mean for global markets? (Reuters)
обсуждение