При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
«Высокомерный» - это слово бывший генеральный директор Stellantis Карлос Таварес использовал в июне для описания ошибок, которые привели к проблемам автопроизводителя в США. Руководители, работавшие с ним в прошлом году, в тех же выражениях охарактеризовали и самого ветерана автомобильной промышленности в интервью CNBC.
Несколько бывших и действующих руководителей, а также другие американские сотрудники трансатлантического автопроизводителя заявили, что неустанное внимание Тавареса к сокращению расходов, его цель достичь двузначной прибыли в рамках его бизнес-плана «Dare Forward 2030» и нежелание прислушиваться к мнению руководителей в США об американском рынке привели к текущей ситуации в компании и, в конечном итоге, к уходу Тавареса на прошлой неделе.
Источники, согласившиеся побеседовать на условиях анонимности, чтобы говорить свободно и избежать последствий, были опрошены в разное время в течение 2024 года, в том числе несколько раз на прошлой неделе.
Они описали руководителя, родившегося в Португалии, как зацикленного на краткосрочном сокращении расходов и прибыли в ущерб бизнесу, а также продуктам компании, сотрудникам и отношениям с поставщиками, профсоюзами и дилерами.
Источники сообщили, что проблемы включали отсутствие поддержки новых продуктов и продаж, сокращение расходов поставщиков и неэффективное управление заводами и продуктами в Северной Америке.
«Если вы думаете, что знаете все, вы не будете слушать никого другого», — сказал один источник CNBC, заявив, что давление с целью сокращения расходов ощущалось как пистолет «у вашей головы».
Другой источник сообщил, что Таварес склонен возлагать вину на руководителей в США, игнорируя при этом свои собственные ошибки: «Если вы не знаете рынок, вы не знаете клиентов, вы не можете принимать правильные решения», — сказал этот человек.
Инвесторы также отвернулись от генерального директора, и американские акции Stellantis упали на 43% в 2024 году до его ухода. Для сравнения, General Motors выросли на 55%, а бумаги Ford Motor снизились на 9% за тот же период времени.
Такие проблемы в конечном итоге привели к отставке Тавареса, и 1 декабря компания заявила, что он немедленно уходит из-за «несовпадения взглядов» с советом директоров Stellantis. Французская финансовая газета Les Echos сообщила, что уход Тавареса был согласованной отставкой, которая произошла после того, как совет директоров компании принял решение об увольнении руководителя.
Действия совета директоров удивили многих как внутри, так и за пределами Stellantis, которую Таварес возглавлял с момента слияния в январе 2021 года его французского автопроизводителя PSA Groupe и Fiat Chrysler. Stellantis является четвертым по величине автопроизводителем в мире и владеет такими брендами, как Jeep, Dodge, Fiat, Chrysler и Peugeot.
Уход Тавареса произошел менее чем через два месяца после того, как совет директоров поддержал его решение остаться до конца своего контракта в начале 2026 года. Ожидалось, что он также будет помогать в выборе и переходе своего преемника в течение этого времени.
Stellantis заявила, что теперь ожидает назвать преемника в первой половине следующего года. До тех пор компания создала новый временный исполнительный комитет во главе с председателем Джоном Элканном, наследником итальянского автопроизводителя Fiat.
66-летний Таварес считался в обществе выдающимся бизнесменом, который мог по ходу дела немного перегнуть палку, но в итоге добивался своего, как он это сделал с радикальными изменениями в PSA Groupe и бывших европейских операциях Opel компании General Motors.
Последователь бывшего руководителя Nissan Карлоса Гона, он был ярым сторонником сокращения расходов, слияний и синергии — черта, которую он также разделял с покойным генеральным директором Fiat Chrysler Серджио Маркионне. Такие черты заставили многих поверить, что он был одним из немногих руководителей, способных управлять таким автопроизводителем, но они также способствовали его падению.
«Генеральных директоров в этой отрасли чествуют, как гонщиков Формулы-1, когда дела идут хорошо, но одна ошибка может привести к впечатляющему отделению», — написали аналитики Bernstein во главе с Дэниелом Реской в заметке для инвесторов об уходе генеральных директоров автокомпаний. «Как и в гонках Формулы-1, трансформационное лидерство требует не только видения, но и достижения консенсуса в команде, четкого понимания того, на что способна организация или машина и тщательного расчета времени!», — указали они.
У Тавареса, страстного гонщика, который любил проводить до одной недели в месяц на своем ранчо в Португалии, было несколько неверных поворотов.
Некоторые источники сообщили, что его предполагаемое высокомерие по отношению к некоторым почасовым и штатным сотрудникам США достигло пика этим летом, когда Таварес, который живет в Европе и получил в прошлом году около $40 млн в виде зарплаты, акций и других льгот, публично объявил, что он проведет несколько дней в Северной Америке, чтобы исправить проблемы во время своих летних каникул. Такой перерыв является обычным явлением в Европе, но не в США, где, по словам источников, это раздражало некоторых сотрудников, которые не получают месячный отпуск.
Между тем, американские бизнес-лидеры из-за разницы во времени имели дело с регулярными многочасовыми совещаниями посреди ночи — перед тем, как им пришлось работать полный рабочий день в США — а также с самодовольным чувством интеллектуального превосходства Тавареса и его игнорированием чужих мнений, особенно относительно планирования продукта, сообщили источники.
«Когда Таварес начинал, он говорил, что центр компании находится где-то в Атлантике... но нам стало совершенно ясно, что центр компании находится во Франции», — сказал бывший руководитель Stellantis.
Несколько источников сообщили, что руководители неоднократно пытались снизить приоритет компании в отношении электромобилей или, по крайней мере, запустить модели с бензиновым двигателем до моделей EV, чтобы сохранить продажи, но Таварес пренебрежительно отнесся к таким действиям.
Источники сообщили, что меры Тавареса по сокращению расходов также включали в себя упрощение таких автомобилей, как Jeep Grand Cherokee, при одновременном повышении его цен выше рыночных норм; аутсорсинг критически важных инженерных работ в страны с более низкими затратами и консультантам, таким как французская Capgemini; и микроменеджмент бюджетов и решений до такой степени, что бизнес-лидеры в США чувствовали, что у них связаны руки за спиной. Одним из заметных примеров стала отмена популярных двигателей V-8 Hemi этого автопроизводителя.
«Все хотели сохранить [Hemi], — сказал один источник. — Но они сказали: “Вам нужно стать более экологичными”, и они ничего не могли сделать, чтобы изменить это решение».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение