При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Аналитики и трейдеры говорят, что редкие предложения по скидкам автопроизводителям со стороны китайского аккумуляторного гиганта CATL ускорили падение цен на литий, и рынок должен упасть еще на 25%, поскольку рост предложения опережает спрос.
После бешеной охоты со стороны производителей электромобилей на сырьё за последние два года, в результате которой цены на карбонат лития выросли более чем в шесть раз, а на сподумен почти в десять раз — пузырь лопнул.
«Предложение поступает быстрее, чем вы можете сказать «бу», — сказал аналитик Дилан Келли (Dylan Kelly) из Ord Minnett в Сиднее. «Спрос остается высоким, но цены уже некоторое время остаются неустойчивыми».
Поворотный момент для цен на литий наступил в конце прошлого года, когда спрос на электромобили в Китае резко снизился в преддверии запланированного Пекином прекращения субсидирования крупнейшей и быстрорастущей в мире отрасли в размере $87 млрд.
По словам аналитиков, спад усилился, поскольку инвесторы были напуганы падением продаж электромобилей в Китае в январе и условиями по скидкам со стороны производителя аккумуляторов CATL (Contemporary Amperex Technology Co., Limited), которые включали предположение, что цены на карбонат лития, ключевой компонент автомобильных аккумуляторов, снизятся более чем вдвое.
Но даже несмотря на то, что опасения по поводу спроса сотрясают рынки, аналитики говорят, что надвигающиеся поставки из Китая, Австралии и Чили опустят цены на землю.
Rystad Energy прогнозирует, что дефицит лития на мировом рынке сократится примерно до 20 000–30 000 тонн эквивалента карбоната лития (LCE) в этом году с 76 000 тонн LCE в 2022 году.
Учитывая растущее предложение, Goldman Sachs прогнозирует, что спотовые цены на карбонат лития, предшественника соединения, используемого при производстве литий-ионных аккумуляторов, упадут до $34 000 за тонну в следующие 12 месяцев по сравнению со средним показателем в $53 304 в этом году.
Ожидается, что до 2025 года предложение лития будет расти в среднем на 34% в год при ежегодном росте спроса на 25%.
«Вероятный всплеск предложения и избыточные мощности по переработке должны впоследствии привести к снижению цен на литий в среднесрочной перспективе», — говорится в сообщении банка от 23 февраля.
Падение продаж автомобилей на новых источниках энергии, включая полностью электрические автомобили и подключаемые гибриды, в Китае в январе на 6,3% после того, как они выросли на 90% в 2022 году, вызвало опасения по поводу замедления роста, которое снизит спрос на аккумуляторы и материалы для их производства.
«Хотя мы по-прежнему позитивно оцениваем долгосрочные перспективы лития, краткосрочные перспективы менее ясны, поскольку для ослабления опасений рынка необходимо явное ускорение продаж электромобилей в Китае», — заявили аналитики Barrenjoey в исследовательской записке от 17 февраля.
Некоторые, в том числе литиевый гигант Albemarle, объяснили снижение продаж автомобилей временной слабостью, учитывая ранний лунный Новый год. Albemarle прогнозирует, что китайский рынок электромобилей в этом году вырастет на 40%. Но цены продолжают падать.
«Спрос по-прежнему хороший, но производители аккумуляторов и электромобилей в настоящее время сокращают запасы вместо того, чтобы размещать новые заказы. Таким образом, сдержанный спотовый спрос влияет на настроения и снижает цены», — сказала Сьюзан Цзоу (Susan Zou), вице-президент консалтинговой компании Rystad Energy из Шанхая.
Падение цен на литий в Китае, крупнейшем потребителе в мире, ударило по зарубежным производителям лития. Акции Albemarle и австралийской Pilbara Minerals упали на четверть с ноября, а акции Allkem упали примерно на 30%.
Однако директор Allkem по продажам и маркетингу Кристиан Барбье (Christian Barbier) заявил, что снижение цен в Китае «должно произойти» и было «полезным», и сказал, что оно усугубляется тем, что производители аккумуляторов в стране борются за долю рынка.
Рентабельность горнодобывающих компаний остается очень высокой, сказал он аналитикам во время отчета о прибылях и убытках 23 февраля.
«Именно поэтому нас не слишком беспокоят общие фундаментальные показатели и будущее направление цен», — сказал Барбье.
Аналитики S&P считают, что средние денежные операционные затраты на производство карбоната лития составляют $4 563 за тонну LCE, а общие денежные затраты составляют $7 540 за тонну LCE, что составляет небольшую долю от цен, прогнозируемых аналитиками на карбонат лития.
«Поэтому довольно сложно найти дно для цен на литий, потому что производители лития останутся прибыльными при гораздо более низких ценах», — заявили аналитики S&P Global Commodity Insights в комментарии Reuters.
Падение цен было резким. Спотовые цены на карбонат лития в Китае упали с впечатляющих 600 000 юаней ($86 207) за тонну в середине ноября до менее 400 000 юаней в настоящее время.
К концу этого года они, вероятно, упадут ниже 300 000 юаней, что составляет примерно половину от пика в ноябре 2022 года, заявили четыре китайских аналитика и пять трейдеров, покупателей и производителей.
По словам аналитиков, даже поддержка от перебоев с поставками, таких как расследование незаконной добычи лития в Китае, скорее всего, окажется лишь временной.
Цены на литиевое сырье сподумен достигли пятимесячного минимума.
RBC Capital Markets прогнозирует, что цены на сподумен в последний раз составляли $5 800, а в 2024 году упадут в среднем до $4 275 за тонну.
«Снижение цен на сподумен произошло быстрее, чем мы ожидали», — сказал аналитик RBC Каан Пекер (Kaan Peker).
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Analysis: Lithium price slide deepens as China battery giant bets on cheaper inputs (Reuters)
обсуждение