При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Рост промышленного производства и розничных продаж в Китае в октябре превзошел ожидания, но основная экономическая картина выявила довольно значительные слабые места, а пострадавший от кризиса сектор недвижимости продолжает тормозить полномасштабное возрождение.
Вторая по величине экономика мира изо всех сил пытается обеспечить себе уверенное восстановление после COVID, в то время как кризис на рынке жилья, долговые риски местных органов власти, медленный глобальный рост и геополитическая напряженность тормозят эту динамику. Ряд мер политической поддержки оказался лишь умеренно полезным, что привело к усилению давления на власти с целью принятия дополнительных мер стимулирования.
Промышленное производство Китая выросло на 4,6% в октябре в годовом исчислении, ускорившись с 4,5%, наблюдавшихся в сентябре, как показали данные Национального бюро статистики (НБС), превысив ожидания роста на 4,4% в опросе агентства Рейтер. Это также ознаменовало самый сильный рост с апреля.
Розничные продажи выросли на 7,6% в октябре благодаря улучшению роста продаж как автомобилей, так и ресторанов, ускорившись с 5,5% в сентябре и достигнув самых высоких темпов с мая. Аналитики ожидали, что розничные продажи вырастут на 7,0% из-за эффекта низкой базы в 2022 году, когда ограничения, вызванные пандемией COVID, нарушили работу потребителей и бизнеса.
Аналитики осторожно отреагировали на неожиданные положительные данные, отметив, что сектор недвижимости остается слабым звеном для экономики, и указали на отсутствие крупных реформ как на еще одно препятствие для устойчивого долгосрочного восстановления роста.
«Из-за влияния праздников и эффекта низкой базы в 2022 году годовые показатели не могут отражать фактическую динамику экономики», — полагает Син Чжаопэн, старший стратег по Китаю в ANZ.
По его словам, ежемесячные данные свидетельствуют о том, что экономический импульс еще больше ослаб из-за «растущих дефляционных рисков».
Луиза Лоо, экономист по Китаю из Oxford Economics, заявила, что продолжительная слабость внешнего спроса может затруднить промышленное производство, несмотря на его усиление в прошлом месяце, поскольку давление на сокращение запасов еще больше ослабло.
Потребление не добилось большого прогресса и во время восьмидневных праздников Золотой недели в начале октября. Поездки, совершенные в этот период, не соответствовали оценкам правительства, поскольку экономисты говорят, что потребители беспокоятся по поводу рабочих мест и достойных зарплат на нестабильном рынке труда.
По данным НБС, уровень безработицы по общенациональному опросу остался на уровне 5,0% в октябре, не изменившись с сентября. Безработица среди молодежи, которая в июне достигла рекордного уровня в 21,3%, затем с июля статистическое бюро прекратило публиковать данные.
В последние месяцы Китай наращивает усилия по возрождению своей экономики после COVID, принимая множество мер экономической поддержки, хотя положительные эффекты пока были незначительными.
Оптимистичные данные появились на фоне ряда других индикаторов за октябрь, опубликованных за последние недели, указывающих на приглушенную динамику роста. Импорт неожиданно вырос, но экспорт сократился более быстрыми темпами, заимствования домохозяйств остались слабыми, потребительские цены упали, в то время как производственная дефляция продолжалась.
Власти столкнулись со сложной задачей, поскольку любая агрессивная монетарная поддержка еще больше увеличит разницу в процентных ставках между Китаем и Западом, особенно Соединенными Штатами, и нанесет удар по и без того ослабленному юаню. Это может усилить отток капитала, в то время как Пекин опасается возврата к масштабному финансовому стимулированию прошлого, которое привело к возникновению огромного долга и подорвало экономику.
В третьем квартале экономика росла быстрее, чем ожидалось, и аналитики в целом ожидали, что она достигнет годового целевого показателя роста около 5%, хотя до полноценного восстановления еще далеко.
Юань удерживался вблизи более чем двухмесячного максимума после того, как неожиданное снижение инфляции в США накануне вечером повысило ставки на то, что Федеральная резервная система достигла конца цикла ужесточения монетарной политики.
Центробанк страны, Народный банк Китая (НБК), увеличил вливания ликвидности, но сохранил процентную ставку без изменений при пролонгации среднесрочных кредитов.
В результате редкого пересмотра в прошлом месяце правительство также увеличило дефицит бюджета на 2023 год с 3% до примерно 3,8% от валового внутреннего продукта, чтобы учесть запланированный выпуск суверенных облигаций на 1 трлн юаней ($137,10 млрд).
НБК дважды в этом году сокращал норматив обязательных резервов (RRR) банков, чтобы высвободить ликвидность и помочь восстановлению экономики. Аналитики ожидают очередного снижения RRR и процентной ставки в последние месяцы этого года.
Пострадавший от кризиса сектор недвижимости Китая до сих пор не увидел существенного восстановления, несмотря на усиление мер поддержки покупателей жилья, включая ослабление ограничений на покупку жилья, снижение стоимости заимствований и другие программы.
Инвестиции в недвижимость упали на 9,3% в январе-октябре в годовом исчислении после столь же резкого падения на 9,1% в январе-сентябре.
Инвестиции в основной капитал разочаровали ростом на 2,9% в годовом исчислении за первые 10 месяцев, не оправдав ожиданий роста на 3,1%. За период с января по сентябрь он вырос на 3,1%.
Уровень доверия среди частного бизнеса также оставался пониженным: инвестиции в сектор сократились на 0,5% в январе-октябре, немного снизившись по сравнению с падением на 0,6% за первые девять месяцев.
«В целом, опубликованные сегодня данные свидетельствуют о том, что восстановление с трудом закрепилось в начале четвертого квартала, но оно было далеко не таким слабым, как некоторые опасались», — указала Шеана Юэ, экономист по Китаю из Capital Economics.
«Политика, похоже, останется поддерживающей и, возможно, даже усилится, чтобы предотвратить откат экономики», — прогнозирует она.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение