При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Наступающий 2022 год обещает быть – по традиции – сложным и неоднозначным. То, что тревожило нас – в Новом году тревожить перестанет. А то, на что мы прежде не обращали внимание, напротив, обретёт значимость. Как это всегда и бывает. Редакция портала Finversia.ru попросила десятерых финансовых экспертов спрогнозировать то, в чём они разбираются лучше всего.
Золото
Виталий Громадин, управляющий активами «БКС Мир инвестиций»:
Золото сохраняет свой статус актива для сохранения капитала. На фоне высоких аппетитов к риску у инвесторов в этом году интерес к золоту ослабел. Это прослеживается по динамике объемов хранения драгметалла в золотых ETF, которые к текущему моменту снизились ниже 100 млн тройский унций со 107 млн в начале года. Уже в следующем году ожидается повышение ставки ФРС, так как регулятор признал, что инфляция носит более устойчивый характер. Соответственно, более вероятным выглядит рост доходностей гособлигаций, что в свою очередь снижает интерес к золоту. При этом в следующем году реальная доходность 10-летних гособлигаций США всё ещё будет в отрицательной зоне. И пока ожидания по росту реальной доходности не оправдываются: на текущий момент доходность 10-летних за вычетом инфляции сохраняется на уровне ниже минус 1%. Исходя из исторической зависимости стоимости золота и текущего уровня реальной доходности 10-летних, драгметалл выглядит дешево. Более обосновано выглядит цена в диапазоне $1900-2000 за тройскую унцию. Доля используемого золота в промышленности ничтожна мала (3-4%). Поэтому практически всё когда-либо произведенное золото, сохраняется в виде украшений, слитков или монет. Уровень цены зависит от инвестиционного спроса. Наш прогнозный целевой диапазон на следующие 12 месяцев составляет $1900-2000 за тройскую унцию.
Облигации
Никита Лосихин, начальник отдела инвестиционного консультирования высокосостоятельных клиентов «Велес Капитал»:
ФРС США начал признавать, что инфляция не носит временный характер, и планирует ужесточение монетарной политики. В 1-м полугодии 2022 года ожидается сворачивание программы выкупа активов. Фьючерсы на Fed Funds закладывают 3 повышения ставки до конца 2022 года. Доходность 10-летних гособлигаций США может достигнуть 2%. Доходности корпоративных облигаций инвестиционного рейтинга будут следовать за государственными облигациями, а на динамику в облигациях спекулятивного рейтинга будут больше влиять локальные факторы.
Нефть
Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»:
По итогам октября 2021 года глобальный дефицит нефти составлял 2,1 млн баррелей в сутки (МЭА) при средней цене Brent $83 за баррель. За ноябрь мы видели ощутимое 16-процентное падение стоимости, отчасти вызванное решением о продаже нефти из стратегических резервов странами–импортерами (США, Китай, Индия, Япония) в размере 67 млн баррелей (влияние будет ограничено, т.к. объем продажи в течение нескольких месяцев меньше ежесуточного потребления в 97 млн). Основным же фактором было появление нового штамма COVID-19 Omicron, который, по оценкам, может оказаться более токсичным и устойчивым к вакцинам, чем предыдущие варианты. Величина снижения цен на нефть уже закладывает полное закрытие границ и перелетов на протяжение квартала, что в настоящий момент, учитывая неподтвержденность большей токсичности/смертности нового штамма, может выглядеть несколько преждевременно.
Инфляция
Александр Абрамов, заведующий научно-исследовательской лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
В октябре инфляция в США составила 6,2%. В следующем году ряд факторов будут способствовать замедлению инфляции, в том числе рост базы цен по итогам 2021 года, начало повышения ставок ФРС предположительно во второй половине 2022 года, замедление восстановления глобальной экономики из-за пандемии и глобальных торговых противоречий. Также может замедлится рост спроса со стороны домашних хозяйств из-за завершения программ поддержки населения. Фактором, способствующим инфляции, может стать низкая доходность акций и облигаций и переключение части сбережений домашних хозяйств на потребительский рынок. Думаю, инфляция в 2022 году будет на уровне 4,0-4,5%.
Уровень текущей инфляции в России по итогам октября - 8,1%. В 2022 года инфляция снизится примерно до 5,5-6,5% годовых за счет эффекта более высокой базы потребительских цен 2021 года и замедления роста потребительского спроса на фоне относительно высокого уровня ключевой ставки. Основными рисками для инфляции 2022 года являются шок в сфере предложения товаров и услуг при высоких процентных ставках, а также риски дальнейшего ограничения импорта на фоне роста геополитических рисков.
Ставки
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:
Мы ожидаем продолжения крестового похода против инфляции со стороны Банка России: в марте 2022 года ставка приблизится к 9,75%. При ожидаемом снижении инфляции в силу эффекта базы ДКП станет, как и в 2016-17 годы, самой жёсткой в мире. Темп смягчения зависит от скорости снижения темпа инфляции, но даже в самом лучшем случае дозированное снижение начнется осенью 2022 года, и 2023 год мы можем встретить на уровне ставок декабря 2021 года – около 8,5%. Основной риск – большая рецессия и резкое падение инфляции к середине года. В этом случае снижение будет не менее пожарным, чем повышение в текущем году.
ФРС, скорее всего, не будет предпринимать избыточно жёстких мер. Программы поддержки свернут, но повышение ставки будет плавным, а инфляция еще долго останется выше целевого уровня – а как иначе снизить долговой прессинг на бюджет? В Еврозоне также не следует ждать резких движений: повышенная инфляция может помочь всем, а ее снижение неудобно даже банкирам. Отрицательная ставка может стать номинально нулевой, но реальные ставки будут в глубоком минусе.
Самый закрученный и непредсказуемый расклад в Турции и Бразилии, но в этих странах ДКП сопоставима по страстности с местными фильмами и музыкой.
Рейтинги и банкротства
Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:
Массовых банкротств ожидать не приходится, поскольку основные краткосрочные «коронавирусные» риски российский бизнес уже отыграл. Сам по себе выход из периода «большого» локдауна произошел еще в 2020 году, а периодически вводившиеся в тех пор и до настоящего времени краткосрочные периоды «нерабочих» дней и региональные ограничения все же не имеют такого серьезного общенационального влияния на финансовое состояние предприятий. Тем не менее, при оценке влияния коронакризиса на бизнес необходимо разделять сектора экономики и отдельно оценивать устойчивость компаний к длительному кризисному воздействию. Очевидно, что крупный бизнес в целом прошёл этот уже почти двухлетний период сравнительно спокойно, и возобновившийся экономический рост в основном идет благодаря крупным и крупнейшим компаниям. Что касается малого и среднего бизнеса, то именно он принял на себя основной удар пандемии, многие предприятия не имели возможности воспользоваться какой-либо господдержкой, поэтому для сегмента МСП в сфере торговли и услуг риск банкротств по-прежнему остается повышенным. Здесь уместно говорить о пролонгированных рисках, поскольку каждое такое предприятие имеет свой запас прочности, и при периодически повторяющихся локдаунах или ограничений на посещаемость его может не хватить. В этом отношении возможность более высокого уровня банкротств в сегменте МСП в 2022 году по сравнению с 2019 годом сохраняется.
Что касается банковского сектора, то, если судить по его прибыльности, он прекрасно пережил эти два года и даже нарастил свою маржу. Однако тут необходимо учитывать, что на протяжении последних двух лет продолжалась «расчистка» банковского сектора Банком России, продолжался отзыв или добровольная сдача лицензий наиболее слабыми или проблемными игроками, поэтому системный сдвиг в сторону доминирования крупных и крупнейших банков сохраняется и останется основной тенденцией банковского рынка на ближайшие годы. Это не означает, что мы ожидаем массовых банкротств в банковском секторе, но процесс выбытия малых банков, скорее всего, продолжится.
Рынок акций
Ярослав Кабаков, директор по стратегии Финама
Ожидать существенного роста по индексам фондового рынка в 2022 году не приходится. Финансовые прогнозы по корпоративным отчетам компаний США предполагают увеличение прибыли на акцию S&P-500 на 8% в 2022 году и на 14% по Nasdaq. Однако прогнозы по прибыли продолжают пересматриваться вверх по мере оживления экономики. Прогноз по индексу S&P-500 на конец 2022 года достаточно умеренный – 5000 пунктов, однако будет ещё не раз пересматриваться при снижении неопределенности с пандемией.
Российский рынок неплохо позиционирован в условиях роста корпоративных прибылей, высокой дивидендной доходности и притока розничных инвесторов, и может обозначить новые рекорды в 2022 году. Однако на повестке геополитические риски и возможная конфронтация на востоке Украины. Если отбросить риски дальнейшей эскалации геополитических рисков и введения новых санкций, индекс Мосбиржи вполне сможет достичь в 2022 году ровня 5000 пунктов. Европейский рынок может опередить американский по доходности. Если сравнить оценку по форвардному P/E, то Stoxx 600 оценивается в 16,5х годовой прибыли 2021 года, а S&P 500 – в 22,4х, а их соотношение близко к минимуму.
Альтернативные инвестиции
Евгений Задорин, эксперт по цифровому маркетингу JetLend, инвестиционной платформы в сфере краудлендинга
Венчурный рынок продолжит развиваться в 2022 году. Большое количество инвесторов пришло на фондовый рынок, индексы обновляют максимумы, ликвидности много, все больше компаний проводят IPO. Это самый доходный тип инвестиций из ныне известных — можно заработать 20-30% в $ чистыми, что существенно выше доходности S&P-500, но и риски огромные, потерять можно все.
Портфель для венчура должен быть высоко диверсифицированным. Потребуется не менее 100 млн рублей, чтобы составить портфель, в котором на каждую компанию будет приходиться 2-3 млн рублей.
Краудлендинг также продолжит развиваться в 2022 году. Если ориентироваться на показатели нашей платформы, то средняя годовая доходность инвестора составляет 19,9%. Доходность уже выросла на 1% пункт после повышения ставок в октябре. Индекс краудлендинга JetLend как бенчмарк обгоняет по доходности облигации и даже в моменте превысил доходность за последние 2 года индекса Мосбиржи IMOEX. Повышение ставок и работа над скорингом по заемщикам позволит инвесторам получать доходность в следующем году ~20,5%, ожидаемая чистая доходность ~17% на 2022 год
Недвижимость
Евгений Большаков, операционный директор PARUS Asset Management
Особенность именно недвижимости в том, что она очень стабильна и не зависит от цикличности классического фондового рынка.
Складская
При этом, наибольшую доходность дает складская недвижимость.Ставки аренды квадратного метра в год в московском регионе стартовали с 4100 рублей за 1 кв. метр в начале этого года и достигли уже 5500 рублей за 1 кв. метр к его концу.
Как инвестировать? Через ЗПИФ. Доходность для пайщиков: 9%-11% в зависимости от объекта и его арендного потока. Можно ожидать, что она будет чуть выше в следующем году за счет пересмотра старых контрактов. Ставки выросли, поэтому арендный поток будет больше, что повлияет на доходность.
Офисная
Бизнесу до сих пор необходимы офисы. Офисные помещения класса А площадью от 5000 кв. метров в Москве вы сейчас не сможете просто снять, а все, что строится, уже законтрактовано. Поэтому мы здесь спокойны за доходность следующего года.
Торговая
Вакансия два года подряд растет, а ставки арендной платы для якорных арендаторов снижаются. Целевая доходность для владельцев торговых центров снижается два года подряд. Пандемийные ограничения сильно влияют на трафик в ТРЦ и сильно влияют на арендный поток, но объекты с качественным управлением, концепцией и локацией будут востребованы всегда.
Доходность: Москва – 8%, в редких случаях 9% годовых. Санкт-Петербург – 7%. Отрасль до конца не оправилась от ковидных ограничений, что будет и дальше давить на ставки.
Жилая
- Инвестиции под продажу. Тут я не ожидаю какой-то высокой доходности, потому что стоимость первичной жилой недвижимости на максимально высоком историческом уровне. В Москве уже по итогам октября и ноября зафиксировано снижение объема сделок 25% на первичке. Я ожидаю, что дальше девелоперы начнут снижать либо стоимость за квадрат в прайсах, либо скрыто под видом акции.
- Сдача в аренду жилой недвижимости. Ставки аренды сильно не растут. Первичка дорогая (рост год к году по 20% второй год), поэтому доходность от сдачи скатилась к 1%-2% годовой доходности, что совершенно не интересно никакому инвестору.
- Промышленная недвижимость. Как рынок такой пока не существует, к сожалению. Так как в России промышленность до сих пор очень узкая и рискованная сфера для инвестиций, то и такого большого рынка промышленной доходной недвижимости не существует.
2022 – год рассвета ЗПИФ в недвижимости.
За 2020 год количество пайщиков ЗПИФ выросло в 4 раз. Это коррелируется с тем, что в 2020 году Управляющие компании вывели свои фонды на биржу. В 2021 году происходит продолжение этих процессов – рост открытых инвестиционных счетов и денег, заведенных туда, одновременно с появлением новых ЗПИФН на бирже.
Текущая доходность фондов, которые вкладываются в недвижимость – 5-11%. Складские все дают 9-11%. Это ТОП-3 по инструментам по доходности для российских инвесторов.
Секрет успешности биржевых ЗПИФ в том числе в том, что чтобы приобрести пай и биржевого фонда нужно несколько секунд и привычное приложение твоего брокера.
В 2022 только Parus Asset Managment запланировал вывод на биржу всех своих объектов на 33 млрд рублей. Также заявил о создании 10 своих фондов подмосковный застройщик Самолет, запланировал старт новых 2-х фондов девелопер MR Group.
Криптовалюты
Виктор Першиков, ведущий аналитик 8848 Invest
Любой запрет BTC и других криптовалют открывает для участников этого рынка новые возможности, и чем больше финансовым властям пытаться противостоять индустрии, тем больше проблем можно получить. Я не жду от следующего года прорывов в криптоиндустрии, на мой взгляд год пройдёт под знаком усиления роли регуляторов, и именно это станет ключевым аспектом будущего года.
Снижение доли BTC на рынке связано с появлением новых токенов, которые ничем не уступают BTC – ни инвестиционно, ни технологически. К новому поколению криптовалют эксперты относят цифровые валюты центральных банков, CBDC. Они имеют мало общего с криптовалютами и токенами, таким как BTC и ETH, но гораздо лучше вписываются в мировую финансовую систему.
Эксперт отмечает, что в уходящем году наметились несколько секторов рынка ЦФА, которые будут играть роль в следующем году. Это сектора DeFI (децентрализованные финансы), GameFi и NFT проекты, которые получили второе дыхание за счёт роста участников действующих метавселенных и спроса на этот продукт со стороны таких проектов, как Facebook (уже Meta). Таким образом, мы будем наблюдать спрос на блокчейн-проекты, обеспечивающие эти сектора (Ehtereum, Avalanche, Solana и т.п.), а также рост спроса на токены DeFi проектов, которые будут активно докапитализироваться в ближайший год:
Если посмотреть на кросс-курс ETH/BTC, то он явно указывает на перспективу удорожания Ethereum относительно Bitcoin в 2022-2023 годах. Ethereum фундаментально гораздо интереснее биткоина.
обсуждение