При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Американская нефтяная промышленность переживает возможный сценарий конца света.
Пандемия коронавируса привела к тому, что спрос на нефть упал так быстро, что миру уже не хватает места для хранения бочек. В то же время Россия и Саудовская Аравия наводнили мир избытком предложения.
Этот "двойной" черный лебедь привел к падению цен на нефть до уровня, который делает невозможным зарабатывание денег компаниями по добыче сланцевой нефти в США. Цена американской сырой нефти в майской поставке в понедельник стала отрицательной - чего никогда не происходило с тех пор, как фьючерсы на нефть NYMEX начали торговаться в 1983 году. Это был, пожалуй, худший день на рынке нефти за всю историю наблюдений.
Американская нефть с поставкой в июне все еще торгуется выше 20 долларов за баррель, но даже это катастрофично.
«30 долларов - это уже неплохо, но как только вы получите $20 или даже $10 долларов, это станет настоящим кошмаром», - сказал Артем Абрамов (Artem Abramov), глава отдела исследований сланцев в Rystad Energy.
В тучные времена многие нефтяные компании набрали слишком много долгов. Некоторые из них не смогут пережить этот исторический обвал.
По данным Rystad Energy, в условиях нефтедобычи стоимостью в 20 долларов 533 компании, занимающиеся разведкой и добычей нефти, объявят о банкротстве к концу 2021 года. По оценкам Rystad, при $10 будет более 1100 банкротств.
«При $10 почти каждая американская компания, имеющая долговые обязательства, будет вынуждена подать заявку согласно Главе 11 (Кодекса США о банкротстве) или рассмотреть иные стратегические возможности», - сказал Абрамов.
Самый потрясающий момент в образовании рекордно низких цен на нефть состоит в том, что это произошло после того, как Россия и Саудовская Аравия согласились прекратить свою эпическую ценовую войну после вмешательства президента Дональда Трампа. ОПЕК+ согласилась сократить добычу нефти на рекордную сумму.
Трамп сказал, что соглашение ОПЕК + спасло бы бесчисленные рабочие места и столь необходимую стабильность для нефтяной отрасли.
«Это спасет сотни тысяч рабочих мест в сфере энергетики в Соединенных Штатах», - написал Трамп 12 апреля. «Я хотел бы поблагодарить и поздравить президента России Путина и короля Саудовской Аравии Салмана».
Тем не менее, сырая нефть продолжала падать, отчасти потому, что эти сокращения производства не начнутся до мая. И спрос продолжает исчезать, потому что самолеты, автомобили и заводы выведены из игры из-за пандемии коронавируса.
Надежда нефтяной промышленности заключается в том, что отрицательные цены в понедельник стали досадной случайностью, вызванной пролонгированием фьючерсных контрактов.
Рекордно низкие цены майских контрактов проистекают из очень малого объема торгов в преддверии их истечения во вторник. Это связано с тем, что существуют опасения, что не будет места для хранения бочек, которые будут поставлены в мае. Июньский контракт, однако, упал только на 10% до $22 за баррель. А нефть марки Brent, мировой критерий, упала всего на 5% до $26,50 за баррель.
Тем не менее, нефтяные контракты пролонгируются каждый месяц, и они не падают до рекордных минимумов.
«Будет много компаний, которые не переживут этот спад», - сказал Райан Фицморис (Ryan Fitzmaurice), стратег по эенергетическому сектору в Rabobank. «Это один из худших за всю историю».
Энергетический сектор S&P 500 потерял более 40% своей стоимости в этом году, несмотря на общее резкое восстановление фондового рынка за последний месяц.
Noble Energy (NBL), Halliburton (HAL), Marathon Oil (MRO) и Occidental (OXY) потеряли более двух третей своей стоимости. Даже проедставитель Dow ExxonMobil (XOM) снизился на 38%.
Компания Whiting Petroleum стала первой жертвой этих событий. Бывший лидер сланцевой промышленности 2 апреля подал заявку на банкротство согласно Главе 11 налогового кодекса США.
По сценарию Rystad, при стоимости нефти $20, более $70 млрд долгов нефтяных компаний будет реорганизовано в результате банкротства, за которым последуют ещё $177 млрд в 2021 году. И это касается только компаний, занимающихся разведкой и добычей, а не обслуживающей отрасли, которая предоставляет инструменты и рабочую силу буровикам.
Ключевой момент заключается в том, как долго цены на нефть будут оставаться столь низкими. Быстрый отскок цен может позволить многим нефтяным компаниям избежать банкротства.
Бадди Кларк (Buddy Clark), сопредседатель практики в области энергетики в хьюстонской юридической фирме Haynes and Boone, сказал, что его фирма "чрезвычайно занята", работая над потенциальными банкротствами нефтяных компаний. Хейнс и Бун были вынуждены отозвать юристов из других подразделений компании для решения нефтяной проблемы.
«Я не думаю, что видел что-то подобное в своей жизни. Это беспрецедентно», - сказал Кларк, который начал работать в этой отрасли в 1982 году.
Кларк полагает, что, несмотря на дальнейший обвал цен, в 2020 году будет только порядка 100 случаев банкротств в нефтяной промышленности.
«Трудно поверить, что 100 банкротств - это оптимистичный взгляд. Это просто показывает вам, в каком положении мы находимся», - сказал Кларк.
Возможно, что уже произошло бы больше банкротств, если бы не чрезвычайная волатильность цен на нефть. Кларк сказал, что у компаний возникают проблемы при составлении планов реструктуризации, потому что они не знают, какой будет цена товара.
«По иронии судьбы, более низкая цена замедлила процесс», - сказал Кларк. «Ряд компаний, возможно, уже подали заявки, но им нужно вернуться к чертежной доске».
Печальные перспективы для нефтяной промышленности очень затруднят для компаний, пытающихся реорганизоваться в соответствии с положениями Главы 11, получение необходимого финансирования и поддержки. Кредиторы, которые обычно обменивают свои долги на акции, могут не захотеть этого сделать.
Это означает, что в отличие от краха 2014–2016 годов, некоторые нефтяные компании могут вообще не выжить.
Кошмарный сценарий может предоставить выгодные возможности для приобретения крупнейшим игрокам отрасли. Проблемные нефтяные компании, либо в случае банкротства, либо до него, будут вынуждены распродать свои основные площади по бросовым ценам. Exxon и Chevron, лидеры отрасли, могут испытать соблазн совершить такие приобретения.
Нефтяная катастрофа вызвала много вопросов о том, какие именно компании окажутся на пороге банкротства. Наиболее уязвимыми являются те компании, которые накапливают слишком много долгов, сталкиваются с надвигающимися выплатами задолженности и не могут генерировать денежные потоки даже для выплаты процентов.
Абрамов из Rystad сказал, что «никто не удивится», если Chesapeake Energy (CHK) и Oasis Petroleum (OAS) будут вынуждены рассматривать вопрос о банкротстве.
Chesapeake Energy недавно приостановила выплату дивидендов по привилегированным акциям. Цена акций компании упала настолько низко, что пришлось произвести процедуру дробления акций в пропорции 1/200, чтобы соответствовать требованиям обмена.
Сланцевый бурильщик Oasis потерял более 90% своей стоимости в этом году. Его акции торгуются ниже 30 центов.
Хотя американские нефтедобытчики восстановились после нефтяного кризиса 2014-2016 гг., есть опасения, что сланцевая индустрия может пострадать навсегда.
Инвесторы уже устали от ужасных доходов отрасли после нескольких лет чрезмерных расходов и избыточного предложения. И это всё уже было до великой нефтяной катастрофы 2020 года.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
Oil prices turned negative. Hundreds of US oil companies could go bankrupt (CNN)
обсуждение