При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Центральный банк Турции повысил ключевую процентную ставку страны, практически удвоив её с 8,5% до 15%. Это произошло после того, как новое экономическое руководство, возглавляемое недавно переизбранным президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, решило сделать резкий поворот в денежно-кредитной политике.
Банк Турции заявил, что будет продолжать постепенное ужесточение денежно-кредитной политики до тех пор, пока ситуация с инфляцией в стране не улучшится.
Это крупное повышение на 650 базисных пунктов является первым с марта 2021 года, однако оно оказалось ниже ожидаемого аналитиками уровня в 1150 базисных пунктов, то есть до 20%.
«Комитет решил начать процесс ужесточения денежно-кредитной политики с целью скорейшего достижения дефляции, укрепления инфляционных ожиданий и контроля за ухудшением ценовой динамики», - говорится в заявлении Центрального банка, под руководством недавно назначенного председателя Хафизе Гайе Эркана (Hafize Gaye Erkan).
Однако некоторые аналитики критикуют действия Центрального банка, считая их недостаточными.
«Ох, какое разочарование. Этого недостаточно», - написал в электронном письме Тимоти Эш (Timothy Ash), стратег по развивающимся рынкам в BlueBay Asset Management. «Им нужно было провести более масштабные операции. Рынку это не понравится».
После объявления этих новостей, лира Турции ослабла до уровня 24,1 за доллар США, что является рекордно низким значением согласно историческим данным. Джордж Дайсон (George Dyson), старший аналитик в консалтинговой компании Control Risks, полагает, что в будущем предстоит провести ещё дополнительное повышение ставок, чтобы достичь уровня в 20% и выше.
Министр финансов Турции Мехмет Симсек (Mehmet Simsek) высказался по этому поводу: «Я думаю, что он (глава ЦБ) должен быть осторожен. Я уверен, что его беспокоит то, что слишком быстрое замедление экономики может непреднамеренно вызвать долговой кризис».
С этим согласен и Хэмиш Киннир (Hamish Kinnear), старший аналитик по Ближнему Востоку и Северной Африке в компании по анализу рисков Verisk Maplecroft. Он сказал: «Это является признаком того, что новое руководство стремится действовать осторожно, чтобы избежать конфронтации с президентом Эрдоганом. Предыдущий руководитель Центрального банка был уволен президентом менее чем через пять месяцев после повышения процентных ставок».
В конце 2021 года Турция последовательно снижала учетную ставку с 19% до 8,5%, достигнутых в марте этого года. Это было связано с резким ростом инфляции, которая превысила 80% к концу 2022 года и снизилась до чуть менее 40% в мае 2023 года. Традиционная экономическая теория предполагает, что ставки должны быть повышены для борьбы с инфляцией. Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan), являющийся ярым противником так называемого «ссудного процента» и называющий его «матерью всех зол», публично поддерживал стратегию по снижению ставок.
Результатом этого был кризис стоимости жизни для турецкого народа, поскольку национальная валюта (лира) резко упала. За последние пять лет она потеряла около 80% своей стоимости по отношению к доллару, а у Турции осталось крайне мало валютных резервов, так как страна продала миллиарды долларов в иностранной валюте, чтобы поддержать свою валюту.
Архитектором попытки Турции вернуться к экономической ортодоксии является министр финансов Мехмет Симсек. Ранее он занимал пост заместителя премьер-министра и министра финансов с 2009 по 2018 год и пользуется большим уважением среди инвесторов. После нескольких лет жесткого контроля Эрдогана над Центральным банком Турции, кажется, что президент готов предоставить больше независимости монетарным властям - по крайней мере, на данный момент.
«Эрдоган согласен с тем, что краткосрочная боль необходима для восстановления экономики, и он видит в появлении Симсека возможность для расширения его полномочий, что будет хорошо воспринято рынками», - считает Дайсон из Control Risks.
Однако вопрос заключается в том, как долго Эрдоган будет терпеть эту боль, и если общественное давление станет слишком сильным, вернёт ли он контроль над монетарной политикой Симсеку. В этом случае Эрдоган может поддасться искушению вмешаться снова.
В середине июня президент Турции заявил, что его противодействие повышению ставок не изменилось, но он обещал соблюдать решения, принимаемые министром финансов, с целью борьбы с инфляцией.
Для возвращения турецкой экономики на путь силы потребуются изменения в политике. В дополнение к снижению стоимости лиры относительно доллара, дефицит текущего счета Турции в последние месяцы увеличился выше ожидаемого рынком, а официальные резервы сократились более чем на $8 млрд только в апреле.
«В настоящее время Турция сталкивается со множеством макроэкономических уязвимостей из-за политики низких процентных ставок, которая проводилась с сентября 2021 года, а также из-за высокой инфляции», - заявил директор стамбульского агентства по обработке данных для опросов общественного мнения Turkiye Raporu Кан (Джан) Селькуки (Can Selcuki).
Таким образом, попытка вернуть Турцию к ортодоксальной денежно-кредитной политике направлена на снижение инфляции и создание возможностей для решения макроэкономических проблем, а также отказа от некоторых политических мер, принятых перед кризисом и выборами.
Хотя многие аналитики выражают уверенность в стремлении нового руководства Турции повысить процентные ставки и снизить инфляцию, некоторые отмечают, что в конечном счете властные полномочия, которые у Эрдогана есть над своим правительством, означают, что если он захочет резко изменить курс, он сможет это сделать.
«Если возможные последствия ортодоксальной политики, такие как замедление экономического роста из-за повышения процентных ставок, угрожают популярности президента, он может резко изменить свою позицию и уволить нового руководителя Центрального банка», - отметил Киннер из Verisk Maplecroft.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
обсуждение