При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network, рассказал порталу Finversia.ru о причинах роста рынка факторинга даже в условиях пандемии, серьезном росте спроса на услуги факторинговых компаний и возможностях для частных инвесторов с точки зрения приобретения их облигаций.
- Алексей, по данным Ассоциации факторинговых компаний, в апреле-июне портфель факторов увеличился по сравнению со вторым кварталом прошлого года на 21%, а объемы выплаченного финансирования выросли на 2%. За счет чего рынку удалось продемонстрировать положительную динамику, учитывая, что на второй квартал пришелся основной удар пандемии?
- Факторинговый рынок работает, в основном, с теми отраслями, которые обеспечивают, скажем так, первичные потребности населения и бизнеса. То есть это поставки продуктовых товаров и непродовольственных товаров первой необходимости, а также сырья и комплектующих для системообразующих предприятий. Эти отрасли в период пандемии не просто не останавливались, но и получили дополнительную государственную поддержку.
Кроме того, произошла переориентация платежеспособного спроса со стороны населения. Из-за режима ограничений и закрытия границ, многим пришлось пересмотреть свои планы на отпуск и, соответственно, расходы на него, другие отложили какие-то крупные покупки и так далее. Это привело к тому, что даже в условиях сокращения доходов из-за пандемии, у людей высвободились средства на, например, косметический ремонт квартиры. Тем более, что, вынужденно находясь в четырех стенах, нужно было найти себе занятие, иногда – освежить обстановку.
Это хорошо видно по тем нашим клиентам, которые работают в сфере продажи отделочных материалов или других товаров для ремонта. Для некоторых из них второй квартал этого года стал рекордным за 15 лет работы. То есть бенефициарами кризиса стали не только доставка продуктов или алкогольные компании, но и сфера ремонта.
Следующий фактор, сыгравший в пользу рынка факторинга, связан с тем, что ощутимо выросли отсрочки платежей. Бизнес, в условиях неопределенности, постарался максимально использовать эту возможность, чтобы сформировать за счет поставщиков некоторую «подушку безопасности». При этом выжидательную позицию заняли и многие банки, ужесточая условия кредитования и сокращая существующие лимиты. Поэтому компании прибегли к факторингу, как к оптимальной возможности прокредитовать своих надежных партнёров и при этом получить финансирование сразу.
- Эти факторы уже исчерпали своё влияние на рынок или продолжают оставаться трендом?
- Если говорить о факторе потребления, то он наиболее ярко проявился во втором квартале, позже практически сойдя на нет. А вот что касается отсрочек платежей, то его влияние продолжается. Думаю, что мы будем ощущать его как минимум до лета будущего года. Чтобы полностью перенастроить график платежей, сократив отсрочки, бизнесу потребуется полгода-год. Поэтому, хотя в первом квартале будущего года мы будем видеть возврат к более коротким отсрочкам платежей в тех отраслях, где спрос восстановится быстрее, в целом практика более «длинных» отсрочек останется прежней.
- Если судить по статистике вашей компании, то насколько сильно за последние месяцы вырос спрос на факторинг и можно ли говорить о том, что появляется всё больше новых клиентов?
- Спрос вырос существенно, как и число новых клиентов, что отрадно. Те предприятия, которые ранее, что называется, шли по пути наименьшего сопротивления, пользуясь классическими банковскими продуктами, сегодня «перешагнули» через этот невидимый психологический барьер страха перед новыми продуктами. Вынужденно погрузившись в сферу факторинга, они поняли, что это понятный и оперативный механизм. То есть пандемия выступила в данном случае триггером, спусковым крючком к росту популярности факторинга.
При этом потенциал российского рынка факторинга, даже в сравнении с рынками Восточной Европы, огромен. Проникновение этого продукта пока не настолько глубокое, как должно было бы быть при существующем уровне развития экономики. Есть куда расти.
- По прогнозам АФК, по итогам этого года рост рынка составит 10%. В «Эксперт РА» считают, что в 2020 году рынок прирастет на 5%. К какому из этих прогнозов склоняетесь вы, каковы ваши оценки роста рынка?
- Я смотрю на рынок более оптимистично. К этому моменту с начала года мы видим рост порядка 20% по нашему портфелю. Не думаю, что темпы роста должны существенно замедлиться. Поэтому по итогам года ожидаю роста в 20-25%. В первую очередь, как раз за счет новых клиентов и новых отраслей.
Понятно, что прогнозы – это дело вероятностное. Те же рейтинговые агентства закладывают в свои сценарии различные корректировочные факторы. Например, вторую волну коронавируса, которая может существенно повлиять на рынок. Но пока предпосылок к замедлению темпов роста я не вижу.
- Насколько в настоящий момент факторы заинтересованы в привлечении финансирования? Ведь поддержание темпов роста портфелей, роста объемов предоставленного финансирования неизбежно связано с этим.
- Если ответить коротко, то безусловно заинтересованы. Хотел бы обратить внимание, что факторинговые компании работают некими посредниками между компаниями малого и среднего бизнеса и крупным, системообразующим бизнесом. Наши клиенты обеспечивают его сырьем, оказывают различные услуги и так далее. В итоге, предоставляя финансирование факторам, государство или институты развития обеспечивают приток средств во всю «кровеносную систему» экономики. Это во многом снимает проблему необходимости дотирования предприятий МСП, например, на своевременную выплату зарплат. Если обеспечить механизм привлечения финансирования факторинговыми компаниями, то уже они, в свою очередь, предоставят факторинговые авансы предприятиям МСП под будущие поступления от крупных покупателей.
Поэтому было бы неплохо разобраться в том, что первично, а что вторично. Условно говоря, если один раз дотировать МСП на выплату зарплат, этим вы не решите основной вопрос: неполучение бизнесом платежей от своих покупателей из-за серьезной отсрочки платежа. При этом факторы, столкнувшись с лавинообразным ростом спроса, не успевают профинансировать всех клиентов по приемлемым ценам.
Сейчас в России существуют подобные стимулирующие программы в банковском секторе, которые позволяют наращивать объёмы кредитования МСП. Например, льготная госпрограмма кредитования под 8,5%. Логично было таргетировать подобные программы на финансирование частных факторинговых компаний, которые работают с сегментом МСП.
Точно также можно было бы задействовать механизм существующей Национальной гарантийной системы: расширить возможности гарантийных фондов, действующих во всех регионах страны. Они поддерживают конкретные предприятия МСП, в то же время факторинговая компания выступает как агрегатор. Гораздо эффективнее предоставить, условно говоря, 100 единиц одному игроку-агрегатору, чем по одной единице 100 предприятиям. В этом случае экономический эффект будет мультиплицироваться. Ведь период оборачиваемости капитала фактора – это 60-90 дней. Компании могут максимально оперативно реагировать на нужды предприятий МСП. То есть помощь дойдет до получателей быстрее, качественнее и с меньшими рисками.
- Но пока приходится справляться своими силами с точки зрения привлечения финансирования. В частности, ваша компания разместила несколько выпусков облигаций?
- Да, в рамках зарегистрированной в 2018 году облигационной программы, объемом 500 млн рублей, у нас состоялось уже 7 выпусков, 1 из которых мы уже успешно погасили. Еще два действуют до 2022 года и четыре – до 2025. На данный момент купонная доходность составляет 13% годовых. Но купоны объявляются ежегодно, и, с учетом изменений по ставкам, происходящих на рынке, в будущем году мы предполагаем их пересмотреть.
Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация: инвесторы могут приобрести хорошие рейтинговые бумаги еще по той доходности, которая была на момент их выпуска. Но мы видим, что эмитенты начинают объявлять новые купоны, которые на 1-2 процентных пункта ниже предыдущих.
- При этом премия к тем же ОФЗ, к тем же облигациям первого эшелона по-прежнему присутствует.
- Конечно. Сейчас, действительно, можно еще купить качественные бумаги с хорошей доходностью. В конце этого года или в начале следующего таких доходностей по рейтингуемым, качественным компаниям будет сложно увидеть.
- Как вы в этой связи относитесь к нашумевшему закону о категоризации инвесторов?
- Может быть, прозвучит странно, но относимся хорошо. Мы не опасаемся того, что круг инвесторов резко сузится после вступления закона в силу. Инвесторы должны понимать, во что они инвестируют. В этом плане, как мне кажется, очень вовремя появилась тема с обязательным рейтингованием эмитентов корпоративных облигаций с 1 октября этого года. Рейтинги позволяют непрофессиональным инвесторам проще ориентироваться в бумагах и эмитентах. Мы данным вопросом занялись заблаговременно и такой рейтинг получили уже в июле этого года, в рейтинговом агентстве «Эксперт РА» на уровне ruB со стабильным прогнозом.
обсуждение