При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Крауд-финансы в формате инвестиционных платформ успешно развиваются в России последние два года. Вслед за Москвой, такие проекты начали появляться в Сибири, на юге России. Недавно стартовала краудплатформа в Удмутрии. Об этом проекте в интервью Finversia рассказывает Денис Дмитриев, генеральный директор торгового дома «Сделано в Удмуртии».
– Как вы помогаете удмуртским компаниям привлечь финансирование?
– Существует множество программ с государственной поддержкой, например, гранты, микрокредитование, но мы пошли ещё дальше. У нас в регионе много талантливых инженеров и предпринимателей, которые хотят протестировать свои гипотезы и не готовы брать кредит или годами пытаться получить гранты, так как идея может не сработать, а отвечать за это придётся лично. Для такого финансирования существуют несколько популярных во всём мире инструментов: привлечение венчурных инвестиций от фондов, краудфандинг и краудинвестинг. Мы решили пройти этот путь самостоятельно на собственном FinTech-стартапе UDMPAY и помочь предпринимателям использовать эти инструменты уже по протоптанной дорожке. С помощью краудинвестинга проект UDMPAY привлёк уже 46 млн рублей.
– Как давно вы следите за краудфинансированием, инструментами инвестиционных платформ?
– Первым самым ярким событием в этой области для меня был проект из Удмуртии HUDWAY, который в 2015 году привлёк с помощью международной платформы по краудфандингу Kickstarter $622 тыс. за 30 дней. Это был самый успешный краудфандинговый проект из России. А потом ребята повторили этот опыт на платформе Indiegogo. И я понял, что все границы только у нас в голове и любой проект может найти своего инвестора, даже без участия крупных инвестиционных фондов. С тех пор я на всех мероприятиях для предпринимателей рассказываю про краудфандинг.
– Почему, на ваш взгляд, платформы могут быть удобны как способ привлечения финансирования для стартапов?
– Это уже доказал зарубежный и российский опыт. Обычно стартапу и потенциальному инвестору найти друг друга достаточно сложно, особенно если оба не имеют опыта в этом направлении. Платформы помогают это сделать и очень успешно. Самый мощный для меня пример – это 1,2 млрд рублей инвестиций за 30 дней для проекта производства пчелиных ульев. Казалось бы, пчелиный улей… кому он нужен, а вот 40 тысяч инвесторов из разных стран это заинтересовало и они его профинансировали через краудфандинговую платформу Indiegogo. Причём стартап изначально планировал привлечь только 5 млн рублей. Платформа выступила рекламной площадкой и гарантом сделки для множества небольших частных инвесторов. Как бы проект достиг такого успеха без платформы?
К сожалению, сейчас доступ из России к таким международным платформам невозможен и мы создаём свою на базе UDM.MARKET, которую уже посещают ежемесячно покупатели из 70 стран.
– Какие ещё примеры успешного использования краудфандинга в Удмуртии вы можете привести?
– Уже можем похвастаться успешным опытом краудинвестинга для проекта UDMPAY. За месяц, вложив 100 тыс рублей в рекламу на платформе UDM.MARKET, проект привлёк 10 млн рублей инвестиций от обычных людей. То есть каждый вложенный 1 рубль принёс 100 рублей инвестиций, это очень круто! И мы готовы делиться таким опытом не только с удмуртскими компаниями.
– Смотрите ли вы на новые инструменты, такие как цифровые активы, и почему?
– Российское законодательство очень динамично развивается в области цифровых инструментов, это позволяет стартапам привлекать инвестиции гораздо легче, чем раньше. Сначала упростили требования к созданию акционерных обществ, а уже совсем скоро можно будет выпускать цифровые акции любому желающему, даже без создания АО, такой закон уже вступил в силу. Почти как криптовалюта, только абсолютно законно. Это значительно сократит затраты на привлечение инвестиций, особенно для небольших проектов, расширит круг лиц, кто сможет инвестировать, в том числе из других стран.
Конечно, и риски инвесторов увеличатся, поэтому законодательная часть в области ЦФА сейчас внимательно прорабатывается всеми участниками рынка, прежде чем будет активно использоваться повсеместно. Пока нам не удалось выпустить цифровые финансовые активы ни на одной российской площадке. В любом случае, это мощный шаг навстречу российскому бизнесу и мы хотим его внедрить в нашу платформу UDM.MARKET, чтобы цифровые акции можно было выпустить легко, без знания программирования или других технических аспектов.
– Какие ближайшие полгода планируются интересные деловые мероприятия, форумы на территории Удмуртии?
– Одно из знаковых ежегодных событий – это форум для предпринимателей «Сделано в Удмуртии». Инвестиционная тема стала уже стабильной частью форума и ежегодно расширяется. Краудфандинг становится настолько востребованным, так как предприниматели готовы запускать всё больше новых проектов, что мы рассматриваем возможность в сентябре провести отдельное мероприятие, будем рады участию всех заинтересованных в этой теме.
– Ваш совет начинающему стартапу – какие три составляющие помогут успешно найти инвестора?
– Во-первых, востребованная и объёмная ниша, позволяющая вырасти стартапу в десятки или сотни раз. Во-вторых, профессиональная и мотивированная команда проекта. И в-третьих, опытный партнёр, кто проведёт стартап за руку по пути развития, поможет обойти грабли и сократить издержки. Таким партнёром как раз может быть инвестиционная платформа или «взрослый» бизнес, который уже прошёл этот путь.
обсуждение