При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Возможности антикризисных мер с помощью инструментов факторинга обсудили 27 марта участники круглого стола «Торговое финансирование: практика применения факторинга и документарных операций для финансирования рабочего капитала».
Мероприятие прошло в центре Nikolskay Plaza на площадке группы компаний «Рольф» (Audi City Moscow). Организаторами, помимо хозяина площадки, стали Ассоциация корпоративных казначеев (АКК) и ВТБ Факторинг.
В кризисных условиях для бизнеса проблемы дефицита оборотных средств, снижения рентабельности и платежеспособности компании становятся особенно актуальными. Модератор круглого стола Владимир Козинец, президент АКК, директор департамента казначейства и управления рисками ГК «Рольф», охарактеризовал тему рабочего капитала как «больную» для бизнеса.
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний (АФК), рассказал в целом о ситуации, которая сегодня складывается на рынке факторинга. «По темпам роста 2017 год стал одним из самых успешных. По успешности он сопоставим с докризисными 2012-2013 годами. По результатам исследований АФК, совокупный портфель российского рынка факторинга по состоянию на 1 января 2018 года составил 460 млрд. рублей. Портфель вырос на 41%, что, возможно, отчасти связано с небольшими изменениями методики подсчета. Но в целом, положительная тенденция налицо: рынок факторинга ожил, причем ожил в значительно большей степени, чем сегмент корпоративного кредитования», – отметил Дмитрий Шевченко.
В 2017 году российские «факторы» (здесь и далее Дмитрий Шевченко называл так факторинговые компании), по словам эксперта, профинансировали товарооборот на сумму свыше 1,8 трлн рублей, что на 330 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2016 года (рост 22%). В структуре портфелей факторов на 1 января 2018 года доля активов по договорам без права регресса выросла до 62%, с регрессом – снизилась до 38%, доля международных операций составила 0,3%. В структуре выплаченного финансирования доля сделок без регресса составила 49%, с регрессом – 50,7%. В целом оборот рынка факторинга в 2017 году превысил 2,4 трлн рублей.
Дмитрий Шевченко при этом отметил, что рыночная база (особенно это касается договоров без регресса, когда риск неплатежа по задолженности принимает на себя организация, предоставляющая факторинговые услуги) растет в основном за счет старых проверенных клиентов. «Новые клиенты сейчас появляются не так часто, а если и появляются, то не выходят сразу на большие объемы», – уточнил он. Основными клиентами факторинговых компаний, согласно представленной экспертом статистике, являются продуктовые ритейлеры, металлурги и продавцы электроники и бытовой техники.
По словам Дмитрия Шевченко, рынок факторинга не обошел стороной и такой всеохватывающий российский тренд последнего времени, как огосударствление. Доля рынка, приходящаяся на компании с госучастием, на начало 2018 года составила 64% против 44% годом ранее. Бизнес частных компаний сократился на 23% (с 51% до 28%). «Российские факторы международных групп увеличили свою долю с 5% до 8%. В основном за счет активности профильных структур Райффайзенбанка», – отметил специалист.
Участники круглого стола выразили крайнюю озабоченность в связи с изменениями, о которых в конце своего доклада рассказал Дмитрий Шевченко.
- Во многом это объясняется тем, что большинство частных факторинговых компаний входили в структуры крупных банков (ПСБ, Открытие и пр.), которые в связи с известными событиями перешли под контроль государства, – объяснил глава АФК.
Корнелиу Робу, директор по работе с клиентами ВТБ Факторинг, рассказал участникам круглого стола о возможностях, которые дает факторинг при управлении кредиторской задолженностью. По его словам, во всем мире это является новым трендом в корпоративных финансах. В частности, специалист описал преимущества такого инструмента, как комплексная программа финансирования поставщиков (SCF, Supply Chain Finance). Крупные европейские компании с выручкой от €1 млрд, по словам Корнелиу Робу, используют при закупках инструмент SCF в 65% случаев.
Ключевыми критериями такой схемы являются: финансирование под безусловную ответственность заказчика, увеличение контрактной отсрочки, упрощенный режим финансирования поставщиков, снижение нагрузки по управлению финансированием поставок, а также повышение их надежности и обеспечение соблюдения сроков.
Александр Пестов, директор по продажам Сбербанк Факторинг, рассказал о позициях, на которых строится стратегия развития бизнеса этой компании. «Мы выбрали для себя три основных принципа. Первое – мы должны работать со всеми сегментами: МСБ, крупный и крупнейший бизнес. Для каждого клиента, в зависимости от его масштабов, у нас есть свои предложении решения», – сказал Александр Пестов. Второй принцип – перевод всех контрагентов компании на взаимодействие через электронные каналы связи. Он, в частности, напомнил, что Сбербанк Факторинг совместно с «М.Видео» запустили открытую блокчейн-платформу для факторинговых операций, которая делает возможным подключение неограниченного числа банков и факторинговых компаний с сохранением конфиденциальности информации о сделках (также в этой программе принимает участие Альфа-Банк, как уточнил его представитель, присутствовавший на круглом столе).
«Третья наша стратегическая цель – работать во всех регионах. В этом смысле нам повезло, что Сбербанк присутствует практически везде. Но при этом есть одна проблема – коллеги на местах заточены под свои особенности и специфику региона. И научить всю систему Сбербанка продавать факторинг по каким-то единым стандартам и правилам очень сложно. Поэтому мы создали хабы, для которых обеспечили «сквозняк» со всеми возможными точками появления корпоративных клиентов, даже самыми маленькими точками», – поделился опытом Александр Пестов.
Москва.
обсуждение