Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Борьба за равноправие

По крайней мере одно умение мы точно освоили за прошедший пандемический год, и выражение «встретимся в Zoom» стало расхожим. Но, согласитесь, провести в дистанционном режиме целый съезд банковской ассоциации – это надо уметь. В Ассоциации российских банков делают это уже второй раз, и очень успешно.

Тут есть, конечно, свои маленькие хитрости. Всё-таки режим «удалёнки» организует и заставляет следить за собой, поэтому в выступлениях просто нет места лишним словам и неоправданным эмоциям – не вяжутся они с экранным изображением. Однако, как ни удивительно, съезд от этого стал даже более интересным. Или, во всяком случае, очень содержательным.

Хотя, если честно, мне показалось несколько избыточным число гостей от регулятора (видимо, в дистанционном режиме они более «легки на подъём»). С другой стороны, даже кажущаяся суховатость выступлений представителей ЦБ общего впечатления не портила. В конце концов, банкиры участвовали в съезде не столько для того, чтобы проголосовать или «потусоваться», сколько для получения нужной информации, которой обнародовано было много.

Что болит

Президент АРБ Гарегин Тосунян верен себе: на съезде – никаких проходных тем. Если уж о чём-то и говорить, то о наболевшем. Когда болезнь хроническая, обострения делают её ещё более неприятной для финансово-банковского организма страны. Так получилось с проблемой, вынесенной в заголовок доклада съезду – «Равенство прав – важное условие развития банковской системы и экономики».

Ещё бы не важное… Вообще-то равные права – это та самая честная конкуренция, за которую уже много лет пытается бороться частный сектор банковского, да и любого другого бизнеса. Просто в банковской сфере об этом говорят дольше всего и довольно громко. Принимаются по этому поводу и серьёзные решения на государственном уровне, но вылечить болезнь всё время что-то мешает: то очередной кризис, то никем нежданная пандемия.

А ведь в общем положение в экономике (что бы там не говорили записные пессимисты) не такое уж аховое. Да, есть падение ВВП, но оно есть у всех, кроме Китая. Помнится, каких только бед не предсказывали российской экономике, особенно когда в очередной раз рухнули нефтяные цены. И ничего, более или менее справились. Причём сумели даже поддержать как предприятия, так и конкретных людей, потратив на это около 4,5% ВВП. Для сравнения – общемировой показатель едва укладывается в 10%, а настроения там с нашими не сравнить. Ну, видимо, россияне привычны ко всяким напастям, умеют и потерпеть.

Что любопытно – банки в минувшем году не спасали, хотя и дали им подзаработать на участии в госпрограммах. Впрочем, падение доходов активизировало интерес населения к кредитам, а льготная ставка по ипотеке наделала шороху. Разогнались так, что в конце концов поднялись цены на недвижимость и полностью свели на нет благие намерения, которыми дорога вымощена известно куда.

Другое дело, что по части равенства прав положение становится всё более тухлым. Если особо не подбирать слов, то полным ходом идёт монополизация банковского сектора. И нужды нет, что таких монополистов несколько, а один решил себя и вовсе больше банком не считать – не царское это дело. И вообще, хочу быть владычицей морскою, и точка.

Так или иначе, но львиная доля активов и прибылей приходится на два десятка банков, остальные вроде и в расчёт не идут. Достаточно сказать, что сегодня в 22 регионах нет местных банков, а ещё в 21 – по одному. Поскольку погоды они не делают, остаётся ждать нового сокращения региональной «шагреневой кожи». Способствует ли такая политика развитию экономики за пределами МКАД? Вряд ли. Зато, видимо, удобно регулятору. Как это когда-то говорили: нет человека – нет проблемы. Увы, проблемы усугубляются тем скорее, чем интенсивнее становится поток с окраин в обе столицы. Однако думают об этом в лучшем случае неравнодушные учёные, чиновничество же занято своими делами, часто далёкими от задач российской экономики.

Впрочем, это я уже от себя пишу – есть у Гарегина Ашотовича такая особенность: он заставляет думать, размышлять, анализировать, сопоставлять. Так вышло и на этот раз.

Откройте доступ!

Не удивительно, что заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров тоже говорил о необходимости честной конкуренции – ему это, как говорится, по должности положено.

Давняя проблема неравной конкуренции особенно остро выявилась в пандемическом году. Многие банки остались за бортом госпрограмм, хотя объективно в тех же регионах они как никто знают местные условия и подводные камни, и как раз их-то и надо было бы нацелить на решение локальных проблем. Глава ФАС рассказал о том, что уже готовы проекты документов, которые откроют доступ и к программам льготного кредитования, и к работе с бюджетными средствами.

Похоже, будет положен конец и практике «пенсионного рабства», когда отделения ПФ РФ категорически предписывают открывать пенсионные счета исключительно в «избранных» банках. От себя замечу, что очень хотелось бы верить в успех этого предприятия, однако что-то мне подсказывает: «избранные» будут сопротивляться всеми способами…

О тех же проблемах говорили председатель правления «ФОРА-БАНКа» Сергей Балакин и глава нижегородского НБД-Банка Александр Шаронов, что лишь подчёркивает – есть проблема, и она давно и настоятельно требует решения.

Кстати, ставка на рейтинги, в своё время сделанная именно для облегчения доступа банков к бюджетным средствам и госпрограммам, пока не очень себя оправдывает. Возможно, потому что сама по себе рейтинговая деятельность в нашей стране пока не слишком прижилась и воспринимается больше в «имиджевом» смысле. Или потому, что люди, принимающие решения, используют какие-то другие критерии. Но здесь остаётся действовать по принципу «капля камень точит», авось что-то и сдвинется.

Изнанка цифровизации

Пожалуй, ни о чём другом не говорят так много в последнее время на различных банковских собраниях, как об информационной безопасности. Не успели ещё переболеть эйфорией по поводу дистанционного обслуживания, как оно стало преподносить весьма неприятные сюрпризы. Среди моих знакомых – десятки тех, кто едва не пострадал от действий мошенников (а кое-кто и пострадал), и сама я регулярно выслушиваю речи «менеджеров Сбербанка» с выраженным южнорусским акцентом, которых беспокоит безопасность моего банковского счёта. Почему этим не занимается какое-нибудь из специальных подразделений Министерства внутренних дел и даже ФСИН (ибо звонки, как правило, идут из зоны), кто его знает… Но почему это не беспокоит сам банк (ах, простите, экосистему), понять не могу. С теми безумными средствами, которые вбуханы там в информационные технологии, можно по крайней мере пресечь дублирование известного трёхзначного номера. С другой стороны, до этого ли экосистеме – тут бы «сберклассы» открыть повсеместно, да с кинотеатрами разобраться…

Но это мошенничество известное, и попадаются на него уже только совсем наивные или безграмотные люди. Есть куча таких, которые ещё не приобрели популярности в соцсетях, есть изощрённые действия хакеров и так далее.

Так что выступления директора департамента информационной безопасности Банка России Вадима Уварова, конечно, ждали. Говорил он недолго, отметил, что разбором инцидентов (особенно тех, которые приносят заметный ущерб) в ЦБ занимаются. И вообще, чтобы повысить операционную надёжность (она же киберустойчивость) и противодействовать мошенничеству в рознице, выпущены методические рекомендации. Воля ваша, но почему-то меня это выступление никак не успокоило. Быть может, потому что очень хотелось попросить докладчика по возможности заменить иностранные слова, кои он выговаривал со вкусом и некоторым высокомерием, русскими синонимами. Ну, скажите на милость, зачем заменять то же слово «мошенничество» англоязычным термином «fraud»? Так и вспомнишь бессмертное из чеховской «Свадьбы»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Право же, чем-то же должен отличаться высокопоставленный чиновник от телеграфиста?

С юбилеем, АРБ!

За деловым отчётом чуть не упустила важное событие этого апреля – Ассоциации российских банков исполнилось 30 лет, с чем, конечно же, хочется поздравить всех, кто так или иначе причастен к созданию, деятельности и жизни АРБ.

С чьей-то лёгкой руки принято считать наши банковские ассоциации лоббирующими организациями. Не знаю, как там выходит по науке, но мне АРБ представляется скорее защитником банков. Настоящим защитником, не бросающим своих в беде и сложных обстоятельствах. Наверное, сегодняшние ассоциации выглядят весьма скромными по численности, поскольку и самих банков осталось совсем мало. Но сказано же когда-то: не числом, а умением. А умение есть. И желание, и профессионализм. Так что пожелать можно ещё стойкости и удачи. В наши сложные времена и то, и другое очень пригодится.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)