Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Ликвидность рынка сократилась в связи с кризисом в четыре раза

Аа +
+3 -0

Такую оценку дал Роман Горюнов, генеральный директор СПБ-биржи, в ходе состоявшейся в Москве конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок – 2023» и призвал регуляторов предпринять меры, чтобы восстановить ликвидность. А это означает политику либерализации, но не в коем случае не политику дальнейшего регулирования.

10 лет. Итоги

А ведь как хорошо начиналась сессия «Основные направления развития рынка ценных бумаг и его инфраструктура», которая последовала сразу вслед за 40-минутным развёрнутым интервью с Эльвирой Набиуллиной, главой Банка России.

– Около 10 лет назад наш ЦБ стал мегарегулятором. Я специально посмотрел цифры по динамике рынка за прошедшее десятилетие. Рынок корпоративных облигаций в конце 2013 года оценивался в сумму чуть более 5 трлн рублей, а сейчас – уже 20 трлн рублей. Капитализация рынка акций тогда была в районе 25 трлн рублей, сейчас же – 43 трлн рублей, – объявил некоторые итоги работы регулятора за отчётный период Михаил Сухов, генеральный директор международного рейтингового агентства АКРА и модератор сессии.

Тезисы про «юбилей» рынка подхватил Владимир Чистюхин, первый заместитель председателя Банка России. По его словам, за минувшие 10 лет путь пройдён значимый:

– Были и не прекращаются дискуссии на тему, как мегарегулятор себя зарекомендовал за это время. О том, что удалось, а что не удалось сделать. Но главный вывод в том, что решение о наделении ЦБ функциями мегарегулятора было принципиально правильным решением. По большому количеству направлений мы получили ощутимый синергетический эффект. В остальном мы не сильно провалились.

По его словам, если бы не кризис 2022 года, то цифры были бы лучше:

– Но капитализация рынка акций упала. Сильно сжался рынок ПФИ. Торговые стратегии поменялись – в сторону активов из дружественных государств. Государственные бумаги стали более популярными. Стали набирать популярность краткосрочные стратегии, часто на один день.

Отвечая на вопрос, как «нам обустроить всё», Чистюхин заявил, что для этого специальных каких-либо рецептов не существует:

– Традиционно, это субсидии, это фискальные меры и так далее. При этом, надо понимать, что наш федеральный бюджет совсем не резиновый.

Зампред Банка России уверен, что на рынок капитала обязательно придёт частный инвестор:

– Инвесторы шаг за шагом станут покупать долг, как только поймут, что корпорации встали на стабильный трек.

Когда «выстрелит»?

Отвечая на этот вопрос, Владимир Чистюхин напомнил, что «рыночный путь может быть долгим»:

– Вся фондовая инфраструктура была выстроена примерно к началу 2015 года, но сам бум частных инвесторов случился лишь в 2017-2018 годах. При этом, мы видим, что сегодня государство ставит амбициозные задачи, что позволяет надеяться, что будут предприняты административные шаги по выводу отечественных государственных компаний на IPO.

Будущее НАУФОР

Говоря об организаторе конференции, Чистюхин заявил, что будущее НАУФОР связано со слиянием с другой крупной СРО:

– НАУФОР должен вобрать в себя функционал второй СРО и стать «единым» окном для инвесторов и профессиональных участников рынка. Практически, уже последние несколько лет, НАУФОР выступает драйвером развития всего рынка. Это большая ответственность также. НАУФОР сегодня – это внутренний дополнительный регулятор.

Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы России по финансовому рынку, признал, что в условиях кризиса государство станет меньше инвестировать:

– Потому, что доходы государства сократились. Между тем, открываются большие возможности для частных инвесторов. Я верю в то, что кризис – это время возможностей. Уверен, что частный бизнес не только окрепнет в течение этого кризиса, но и уже очень скоро начнёт затягивать сюда деньги из Азии, Европы и США обходными путями. Наша же задача заключается в том, чтобы создать благоприятную среду.

Кроме того, Аксаков рассказал о подписанном президенте и вступившим в силу законе о цифровых финансовых активах (ЦФА).

– Я думаю, что в случае с ЦФА у инвестора есть арбитраж. Потому, что надо признать, что традиционные инструменты оказались сильно зарегулированными. Теперь нам предстоит «поженить» традиционный рынок и рынок ЦФА. Дать возможность компаниям выпускать цифровые свидетельства, – поддержал тему про ЦФА Алексей Тимофеев, президент НАУФОР.

Рынок упал в 4 раза

Ощущение идиллии – что «кризис оказался не таким страшным», что «экономика оказалась крепче, чем думали» и другие победные реляции, которыми нас кормят пропаганда – нарушило выступление Романа Горюнова, председателя правления, генерального директора СПБ-бБиржи:

– Объём рынка упал в 4 раза! Я не знаю, откуда у вас другие цифры и почему мы должны сравнивать с ситуацией 2013 года. У нас в разы упала ликвидность на рынке. А меры регуляторов и законодателей ещё сильнее приводят к бегству капитала с рынка. Но если на рынке не останется инвесторов, то кто будет покупать ваши IPO? Надо подумать о частном инвесторе. Сколько угодно можно рассказывать. Ликвидность – самое главное. Нужно её улучшать.

По словам эксперта, компании не выходят на IPO потому, что на рынке практически не осталось институциональных инвесторов, которые, традиционно ответственны за ценообразование. По мнению Алексея Тимофеева, в качестве новых институциональных инвесторов взамен ушедших нерезидентов могли бы стать негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

По словам Горюнова, в ЦБ предпочитают не замечать или не акцентировать внимание на проблемах с ликвидностью:

– Рынок сжался, а желания регулятора что-нибудь ещё зарегулировать остались. Получается, что пропорции не совпадают, а должны.

Роман Горюнов видит системную проблему нашего фондового рынка в том, что можно запускать то, что разрешено:

– А если это не прописано – не можешь. Вот выпустили закон про ЦФА. Рынка нет, практики нет, зато есть закон. Дальше будет дорабатываться закон и регулирование. Но зачем всё это? Не надо ничего писать до того, как не сложится хоть какая-то практика на рынке.

Алексей Тимофеев поддержал коллегу:

– Я бы также не рассчитывал на бум IPO до восстановления объёмов рынка.

Говоря о новом инструменте – ИИС-3 – Тимофеев заявил, что это отличный инструмент, если бы не такой большой срок – 10 лет. В свою очередь, Анатолия Аксаков также считает, что можно было бы говорить об уменьшении этого срока до 3 лет, поскольку у россиян горизонт финансового планирования вынуждено является краткосрочным. Судя по всему. Дискуссия вокруг срока действия ИИС-3 еще не закончена.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)