При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вопросы развития рынка «зеленого» финансирования в России и в мире, перспективы спроса инвесторов на «зеленые» финансовые продукты, а также влияние ESG-факторов (экология, социальная ответственность и корпоративное управление) на кредитные рейтинги эмитентов ценных бумаг обсудили 26 февраля участники конференции «Устойчивое финансирование: зеленые облигации и оценка ESG». Организатором мероприятия стала международная рейтинговая компания S&P Global Ratings при поддержке Московской биржи.
Международный рынок «зеленого» финансирования демонстрирует активный рост в последние годы. Объем обращающихся «зеленых» и «социальных» бондов превышает $430 млрд. «По данным Bloomberg, на облигации с маркировкой Green Bonds в 2018 года пришлось более $113 млрд первичных сделок в корпоративном сегменте», – говорится в материалах конференции. По словам Елены Елисеенко, главы московского филиала S&P Global Ratings по России и СНГ, после принятия в 2015 году Парижского соглашения по климату до сегодняшнего дня в возобновляемую энергетику было инвестировано более $1 трлн.
Она рассказала, почему рейтинговое агентство заинтересовала тема зеленого финансирования. «Тема очень важная, и поезд, что называется уже идет на всех парах. Рынок зеленых облигаций растет уже на протяжении 6 лет, увеличившись за это время на 100%. Нам надо сейчас впрыгнуть в этот поезд на полном ходу», – сказала спикер. При этом она уточнила, что тема «зеленых инвестиций» и тема ESG (еnvironmental, social and governance – экологические, социальные и управленческие критерии) – это не одно и то же. «Факторы ESG мы давно учитываем в своем анализе, а в последе время даже усилили соответствующие элементы», – продолжила Елена Елисеенко. Что касается темы Green Bonds, то она интересует S&P как «дополнительный датчик», который стоит отдельно от рейтингов, но помогает лучше увидеть полную картину.
Она также привела статистику компании EY, которая в ходе опроса 220 крупнейших мировых инвестиционных компаний выяснила, что 97% из них при принятии решений учитывают фактор нефинансового раскрытия.
Анна Кузнецова, член правления, управляющий директор по фондовому рынку Московской Биржи, сообщала о создании на бирже Сектора устойчивого развития. Она выразила надежду, что уже в марте на комитетах пользователей будут обсуждаться вопросы эмиссии «зеленых» облигаций. «Думать об этом направлении мы начали еще лет восемь назад, когда видели, как некоторые российские компании включают в отчеты разделы о своей социальной ответственности. Но долгое время рынок – эмитенты, инвесторы, биржа, государство – в целом не были готовы к его развитию. Сегодня мы видим уже другую картину», – сказала она. Есть государственная стратегия по расширению инициатив в области экологических и социальных рисков (предполагает субсидирование до 70% процентной ставки). Есть проекты Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ по поддержке «зеленых» и социальных облигаций. Также существует меры стимулирования данной сферы со стороны международных институтов – Лондонской биржи, Осакской биржи, «зеленой» фондовой биржи Люксембурга. По словам Анны Кузнецовой, из-за низкого уровня проникновения «зеленого» финансирования в нашей стране есть очень большой потенциал для формирования отдельного перспективного «зеленого сегмента» в структуре долгового рынка.
Целью создания сектора облигаций устойчивого развития на Московской бирже является помощь в привлечении финансирования компаниями, которые реализуют проекты природоохранного и социального значения. Конечным результатом должно стать создание «устойчивого восприятия «зеленого» имиджа для первоклассных российских эмитентов, а также увеличение присутствия иностранных инвесторов за счет диверсификации страновых рисков «зелеными» фондами в пользу РФ.
По словам Коринн Бендерски, директора по устойчивому финансированию, корпоративному и инфраструктурному рейтингу S&P Global Ratings, больше всего «зеленых» облигаций выпускают там, где этот сегмент поддерживает государство. Например, в странах, которые окружены водой, где есть повышенные риски, связанные с имениями климата. Она рассказала, что в прошлом году был обновлен рекорд по совокупной новой эмиссии «зеленых» облигаций в мире – объем превысил $167 млрд.
– Финансовые институты были основными двигателями роста новых выпусков в 2018 году, и мы ожидаем, что они будут продолжать увеличивать свою долю «зеленых» облигаций, поскольку потребности в инвестициях для перехода к низкоуглеродной экономике увеличиваются», – сказала она. – Мы ожидаем, что выпуск облигаций в 2019 году достигнет $180 млрд.
Михаил Давыдов, старший кредитный аналитик направления «Инфраструктрные рейтинги» S&P Global Ratings, заметил, что в России, с учетом климатических особенностей страны и энергоемкой экономики, у рынка «зеленых» облигаций есть очень большой потенциал. «Эффективность технологий, которые мы используем в транспорте, в строительстве, должна повышаться. Потому что для этого сегмента нужна не только инфраструктура для выпуска самих облигаций, но и необходима поддержка самих «зеленых» проектов. Пока в нашей стране таких проектов практически нет. Но экологическая повестка расширяется. Энергоэффективность, переработка отходов и пр. Об этом все больше говорят», – сказал он. И выразил надежду, что рано или поздно дойдет до дел.
Также проблемой, по его словам, является отсутствие на внутреннем рынке инвесторов, понимающих, для чего им собственно нужно вкладываться в Green Bonds. «Пока многие не понимают, для чего это им надо, какой смысл. Действительно, с точки зрения прайсинга серьезных позитивных моментов нет. Но если обратиться к западному опыту, то в таких проектах участвуют ради улучшения международной репутации, создания задела на будущее», – отметил Михаил Давыдов. Он также рассказал о приблизительной методологии, по которой S&P будет учитывать «зеленые» факторы.
В свою очередь Александр Грязнов, директор направления «Корпоративные рейтинги» S&P Global Ratings, вышел за рамки «зеленой» темы, рассказав о влиянии на кредитные рейтинги эмитентов ценных бумаг ESG-факторов. «Если «зеленое» финансирование – это пока вопрос перспективы, то ESG – это более глобальная и актуальная тема, которая уже сейчас касается практически каждой компании. Речь о том, как инвесторы воспринимают ту или иную компанию. И за последнюю пару лет чем больше мы встречаемся с мировыми инвесторами, тем чаще слышим, что у них, у банков появляются четки критерии отсечения. То есть, вопрос не в том, чтобы дать более дешевые деньги социально или экологически ответственному бизнесу. А в том, что если такой ответственности у компании нет, то с ней просто не будут работать», – сказал Александр Грязнов.
Москва.
обсуждение