При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
На круглом столе «Форсайт финансовых профессий: специалисты рынка ценных бумаг», прошедшем 7 июня в стенах Высшей школы экономики, представители вузов рассказывали о сложностях в подготовке подобных специалистов, а потенциальные работодатели привычно сетовали на недостаток практического опыта нынешних выпускников. Стороны сошлись на критике системы профстандартов.
- Мы должны разобраться, правильно ли мы действуем, насколько мы точно понимаем, как правильно готовить будущих специалистов. Хотим услышать обратную связь, может быть критику. Нам важно ваше профессиональное мнение, - открыла мероприятие Ирина Ивашковская, руководитель Школы финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Тамара Теплова, руководитель магистерской программы «Финансовые рынки и финансовые институты» НИУ ВШЭ, рассказала о том, что сегодня 30 из 80 слушателей этой программы выбирают в качестве специальности именно финрынки. Далее она перешла к вызовам, которые сегодня стоят перед вузами. - Идёт процесс глобализации финансовых рынков. Это накладывает свой отпечаток и на образовательные программы. Наши специалисты не могут замыкаться только на реалиях российского рынка. Происходит развитие процесса секьюритизации самых разных активов. То есть, необходимо научить выпускников строить сложные продукты. Нельзя обойти стороной IT-технологии, популярный сегодня финтех. Но мы должны понять, где проходит граница между, собственно, финансовыми дисциплинами и уже математикой, программированием. В том числе, поэтому из обучающих программ сейчас выпала тематика криптовалют – не очень понятно, как и чему учить. Наконец, в последние годы начал формироваться институт финансовых консультантов. Для нас это большая ответственность, поскольку многим кажется, что давать подобные советы очень легко. Но ведь это деньги частных инвесторов. Отсюда возникают репутационные риски для ВШЭ, - перечислила Тамара Теплова насущные вопросы высшего финансового образования.
Регулятору на хватает образования
Последним по списку, но не по значению стал вопрос длительности обучения по магистерским программам. - Наша программа – академическая. То есть, бюджетная и с дневной формой обучения. Идея в том, что студенты должны, всё-таки, учиться, а не работать. Но сейчас мы видим в этом большую проблему. Дело в том, что программа двухгодичная. Не все готовы на два года выпасть из финансового рынка. При этом студенты хотят, чтобы образовательные конструкции были ближе к практике. Хотели с вами посоветоваться, насколько принципиально важно учить именно два года или как в европейских университетах достаточно одного года», - адресовала свой вопрос присутствующим Тамара Теплова.
Ирина Ивашковская в этой связи обратила внимание на то, что Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКРФ) разработал большое число профессиональных стандартов, порой излишне детализированных. После чего дискуссия плавно перешла в сферу обсуждения именно профстандартов.
Игорь Костиков, председатель Совета Межрегиональной общественной организации «Союз потребителей финансовых услуг», заявил, что его беспокоит ситуация, когда система профстандартов становится «очень тяжелой и дорогой». - Цены поднимаются, требования к специалистам возрастают, количество нужных им сертификатов увеличивается. А платить за всё будет потребитель. Кажется, что это не совсем правильный путь. Поэтому пока к системе профстандартов больше вопросов, чем ответов. Главный из них – а зачем она, вообще, нужна? Почему закон, который писался, в том числе, в стенах НИУ ВШЭ, был принят именно в таком виде? Хотелось бы создать такую систему профстандартов, которая бы не утяжеляла финансовый рынок, - подчеркнул спикер.
- Мы серьёзно прорабатываем вопрос апгрейда системы профквалификаций, существующей в Банке России, - принял эстафету Владимир Таможников, заместитель директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России. Он подчеркнул, что сертификация специалистов должна быть обязательной, когда речь идёт о так называемом списке «чувствительных профессий» - связанных, например, со «взаимодействием» с деньгами частных инвесторов или, шире, населения.
Но долго на профстандартах Владимир Таможников не задержался, перейдя непосредственно к проблемам ЦБ, как работодателя. - Нам приходится учить людей базовым вещам. Например, умению аргументированно дискутировать, внятно излагать свои мысли в письменном и устном виде, приходить к компромиссу, работать в команде и так далее. У нынешних выпускников проблема непонимания ролей рынка серьезнее даже, чем недостаток фундаментальных знаний. Нам не хватает людей с комплексным пониманием того, как работает финансовый рынок. Выпускников готовят, как опытных пользователей, потребителей финансовых продуктов и услуг. Но далеко не все из них понимают саму суть финансового рынка, как транзакционного механизма, - подытожил он трудности, с которыми сталкивается регулятор, при приёме людей на работу.
Нереальная практика
- Брокеры – мощные проводники финансовой грамотности, поскольку рассказывают клиентам о сложных продуктах. Мы должны осознавать свою просветительскую роль. Иначе не сложится тот широкий круг клиентуры, в котором заинтересованы все участники рынка, включая регулятора, - отдал должное предыдущему выступающему Игорь Клюшнев, начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс».
Как и представитель ЦБ он отметил, что брокерским компаниям не хватает практических навыков у выпускников вузов, приложения тех знаний, которые они получили. Например, это касается анализа рыночной ситуации, принятия решений в реальных рыночных условиях и так далее. - Один из наших аналитиков учился в США, где получил опыт непосредственного управления портфелем. Был создан реальный инвестиционный фонд при университете, а также инвестиционный комитет, в котором состояли профессоры вуза, профессионалы фондового рынка и студенты. Необходимо было найти, аргументировать и представить доказательства своей инвестиционной идеи. Окончательное решение по приобретению тех или иных активов принималось закрытым голосованием, - рассказал об интересном опыте Игорь Клюшнев.
- На реальный инвестиционный портфель Попечительский совет денег не дает. Удалось «выпросить» только 10 терминалов Bloomberg, - посетовала в ответ Ирина Ивашковская.
Не забыли про финтех
- Ни один вуз стран не готовит «биржевиков», - продолжила жалобы работодателей Соня Котова, начальник отдела по подбору персонала Московской биржи. - У нас есть несколько собственных курсов по основам биржевой деятельности. Даём как базовые знания, так и конкретику по работе отдельных подразделений биржи. «Прокачиваем» навыки внутренними и внешними тренингами. При этом каждый молодой специалист получает опытного наставника. Хотелось бы, чтобы выпускники имели возможность больше стажироваться в различных компаниях, - попросила она, подчеркнув, что Московская биржа – уже не биржа, но IT-компания.
Андрей Булгаков, доцент Школы финансов НИУ ВШЭ, управляющий партнер Института экспериментальной экономики и финансов МГУ им. М. В. Ломоносова в ответ попросил «не делать из экономистов программистов». – Основа любого проекта – это постановка задачи. С этим могут справиться только экономисты, обладая необходимыми знаниями. Дальше уже начинается разработка алгоритмы и написание программ, что относится к компетенции математиков и программистов. Базовые знания программирования экономистам необходимы, но слишком глубоко погружаться в эту область неправильно, - предостерег он участников мероприятия.
Коллегу поддержал Константин Корищенко, заведующий кафедрой финансового инжиниринга РАНХиГС, зампред Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. - Основная беда выпускников факультетов ВМК (высшая математика и кибернетика) – их сложно научить экономике. Кроме того, должен сказать, что, занимаясь вопросами финтеха практически, понимаешь, что 90-95% - это лишь мода и только 5% - содержание. Я бы не преувеличивал роль финтеха.
Что касается системы профессиональной сертификации, то по мнению Константина Корищенко, дискуссия несколько устарела. - Точка невозврата – принятое специальное законодательство – уже пройдена. Росимущество выпустило директиву для госкомпаний обязывающую их в ближайшее время вводить систему сертификации своих специалистов госкомпаний. Стандарты частью приняты, частью находятся в разработке. Существует система Центров оценки квалификаций и Единый государственный реестр сертифицированных специалистов. То есть, вся инфраструктура уже сформирована, - закончил спикер.
Москва.
обсуждение