В рамках диалог-форума «Рынки коллективных инвестиций в пространстве АЦДЕ: динамика и перспективы», открывшегося 2 ноября в Москве, эксперты пытались найти ответы на вопрос, как создать единый рынок коллективных инвестиций?
Ассоциация центральных депозитариев Евразии, в которую входят центральные депозитарии стран бывшего СССР, а также Индии, Турции и Южной Кореи, не в первый раз проводит такие форумы. Цель – попытаться найти способы интеграции рынков, выработать единые подходы и стандарты.
Как рассказал открывший форум Яков Миркин, заведующий отделом международных отношений капитала ИМЭМО РАН, сославшись на исследование рынков Евразии в 2016 году, наши рынки очень похожи друг на друга.
- Они похожи поведением розничных инвесторов, структурой собственности, «капитализмом стейкхолдеров», долговыми рынками и сниженной ролью акций, - обрисовал Миркин.
Наши рынки объединяет схожая модель финансирования компаний, высокая степень участия государства в экономике, подавленные финансовые венчуры и инновации, зависящие от государственных институтов развития. Наконец, наши рынки характеризует низкий уровень защиты прав инвесторов.
По словам Миркина, наши страны не углубляют уровень интеграции, а продолжают отворачиваться друг от друга:
- Поворачиваются в сторону Китая и в сторону ЕС. Год от года мы видим снижение интенсивности денежных потоков между странами бывшего СССР. Мы можем принимать любые законы, но это никак не повлияет на уровень ликвидности наших рынков. Решение проблемы – в росте наших экономик, в частности российской, темпами, превышающими темпы общемировые. Маленьким рынкам в одиночку плохо. Но, чтобы они объединились, им нужно доказать преимущества.
Павел Прасс, генеральный директор АО «Специализированный депозитарий ИНФИНИТУМ», заметил, что рынки начинают постепенно оживать после кризиса 2014 года. Дмитрий Коршунов, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), обратил внимание участников форума на то, что доля расчётов в рублях между странами увеличилась с 2013 года с 61,8% до 74,1% за счёт снижения доллара и евро.
- Интеграции мешают высокие валютные риски, сложившаяся бизнес-практика, отсутствие экономических стимулов, опасения за сохранение валютного суверенитета, низкая ликвидность, доминирование российского рынка, структурные диспропорции финансового сектора и другие, - добавил Коршунов.
Москва.
обсуждение