При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Чем громче в наши двери стучится финтех, тем больше мы его боимся. Эта краеугольная проблема стала центральной на открывшемся в Москве Национальном платёжном форуме. Не обошлось и без конфузов.
Выборы, выборы…
Но обо всем по порядку. В отель Lotte пришли представители всех без исключения игроков рынка, представители регуляторов и эксперты, но вот рабочего настроения у людей как-то не доставало в это послевыборное утро. Это почувствовал и Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС и глава Национальной платёжной ассоциации, обращаясь со вступительным словом. Он был в мрачном настроении и ни разу не улыбнулся. Возможно, по каким-либо своим личным или профессиональным причинам, возможно – из-за того, что в гонке лидировал «не тот» кандидат. Но в ходе приветственного кофе люди только и обсуждали – кто кого обошёл, насколько и в каком штате.
- Мне хотелось бы, чтобы та информация, которая приходит к нам из-за океана, являлась дополнительным, но не заменяющим фактором в нашей дискуссии, - призвал он зал к вниманию.
Время бежало, американский Избирком одних радовал, других – огорчал. Мария Михайлова, исполнительный директор Ассоциации «Национальный платёжный совет» тоже поспешила разочаровать тех, кто пришёл услышать об инновациях – но уже не в повестке дня Белого Дома, но в российской платёжной индустрии:
- Когда мы объявили конкурс, все у нас спрашивали, достойны ли они принять участие, ведь за прошедший год их компании не смогли внедрить ничего инновационного, извинялись. И мы задумались. Ведь, действительно, ну что такого инновационного сделала, например, Почта России, начав принимать платежи на дому?! Ведь там нет роботов, нет блокчейна… И тогда мы решили немного поменять акценты на этом Форуме – поговорить не о том, что будет, что должно быть, но о том, как это будущее будет приземляться на нашу действительность. Задача нашего Форума – понять, как именно нужно двигаться уже сегодня.
Но зал как-то вяло отреагировал на её слова – даже когда Мария Михайлова, представляя участников первой панели, причислила Золотую Корону к глобальным платёжным системам... К компании MasterCard.
О цифровой конвергенции
Сразу перейти к практике все равно не удалось - Михаил Федосеев, директор по продаже и развитию продуктов MasterCard в России, начал выступление с перспектив и трендов.
Представитель единственной на этом Форуме глобальной платёжной системы рассказал о модном термине – «цифровой конвергенции»:
- Разница между оффлайн- и онлайн-платежами стирается. Вот раньше человек расплачивался картой в магазине и через интернет и это были два разных платежа. А сейчас?! Человек привязал карту к приложению и пользуется, например, Uber.
Другим трендом, по словам Федосеева, выступают мобильные платежи. И Россия стала рекордсменом в темпах освоения таких сервисов, как Apple Pay и Google Pay.
- Это пока не прибавило денег операторам или банкам, но мы видим, как клиентам это нравится, потому что это удобно. И такое разнообразие обеспечивает уменьшение доли наличных платежей, что важно.
В MasterCard верят, что, условно, завтра, главным трендом в развитии платёжного рынка станут биометрические технологии:
- Два года назад я видел пластиковые карты с технологии идентификации человека по отпечаткам пальца. Но батарейки хватало всего на два месяца, а стоила она $15-20. Бизнеса в этом не было ни для кого. Но мир не стоит на месте. Сегодня в MasterCard мы развиваем технологию ID-Сheck – подтверждение операций с помощью селфи. Это такое маленькое видео, там нужно моргнуть. В 12-и странах запущены пилотные проекты. Мы удивлены, что, согласно опросам, 98% пользователей заявили, что хотели бы пользоваться этой технологией в дальнейшем.
Ивану Ситнову, директору сервиса «Золотая Корона — Денежные переводы» нечего было противопоставить MasterCard, и он рассказал, как они в Золотой Короне выпускают предоплаченные и подарочные карты, заметив, что их аудитория – преимущественно гастарбайтеры - пока не готовы пользоваться теми благами, которые предоставляет финтех.
О правильной сегментации
Денис Охримович, директор по сегментному маркетингу Альфа-Банка, тоже порадовал собравшихся старыми-добрыми технологиями, - столь далёкими от финтеха, сколько близкими к людям и бизнесу. По его словам, Альфа стала одним из первых банков, который начал работать с молодёжной аудиторией, выпустив специальную карту.
- Большинство банков вообще никак не сегментируют свою аудиторию, - посетовал он на дремучесть российской банковской индустрии, - Остальные сегментируют, в лучшем случае, по доходу. И совсем не обращают внимание на образ жизни своих клиентов, на их поведение, привычки и прочее. Им кажется, что на молодой аудитории нельзя заработать. А вот доходы от нашего молодёжного проекта превысили ожидания в пять раз! – похвастался «сегментный» директор.
По его словам, молодые люди пользуются картами чаще, чем остальные клиенты Альфа-Банка. Лишь 23% из них снимают всю сумму сразу в банкомате, остальные – в той или иной степени пользуются картой.
В начале пути…
Эльман Мехтиев, вице-президент АРБ и ведущий второй панели, в отличие от своих коллег много улыбался и шутил, но тоже не смог обойти тему выборов в далёкой заокеанской стране:
- Вторую часть куда легче вести, на форуме уже никто не интересуется выборами в США, - открыл он дискуссию с представителями государственных органов.
Сергей Платонов, директор департамента финансовой политики Минфина успокоил собравшихся в том, что его министерство старается никому, тем более новаторам в области финтеха, не мешать, а если и регулировать, то так, чтобы это было удобно и понятно. По словам Платонова, безналичные платежи в России крайне слабо развиты:
- Мы в этом смысле в начале пути. И тем не менее, новые способы оплаты и идентификации сопряжены с рисками. Мы должны защитить и бизнес и клиентов. И Минфин проводит большую работу в этом направлении. Вот, через неделю представим сообществу свои соображения по поводу антифрода на согласовании.
- А вы верите, что сообществу достаточно будет две недели, чтобы высказать свои замечания и предложения по данному проекту? - обратился к нему Мехтиев.
- Регламент правительства мы менять не можем, но я не вижу трудностей, чтобы ассоциации, в том числе и ваша, не могли ознакомиться с текстом и не привлечь сообщество к обсуждению, - ответил ему представитель Минфина.
- Да, вы правильно заметили: мы в начале пути, - согласился Мехтиев, не уточнив, впрочем, к чему эта реплика относилась – к цифровизации страны или к диалогу между властью и бизнесом.
Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы, рассказала, что они уже готовы предоставить доступ банкам к персональным данным россиян в части уплаты налогов и обязательных платежей. Выяснилось, правда, что эту информацию придётся раскрывать всем, а не только определённому банку.
- Надевая кепку плохого парня, который ничего не знает. А кому я даю?! Всему миру?!, - отозвался ведущий панели.
Сергей Платонов пришёл на помощь своей коллеге из ФНС и пояснил, что да, доступ будет даваться всем, однако гражданин может ограничить этот доступ на определённую дату.
- Кто хоть завтра готов принять участие в этом проекте? – Мехтиев призвал на помощь зал.
Поднятых рук можно было сосчитать на пальцах одной руки.
- Мало рук, может быть рынку нужно подумать?! Может быть рынку нужно дать больше информации? – настаивал ведущий.
Платонов ответил ему в том духе, что «раньше вообще никто ничего не получал из федеральных баз данных», а Минфин, дескать, приоткрывает первую форточку.
А всему виной… финансовая безграмотность
Юрий Божор, начальник отдела анализа рисков и перспективных технологий финансовой доступности Банка России, попытался сгладить возникшее недоразумение:
- Это лишний раз говорит о том, что вопросы финансовой грамотности крайне важны, когда мы говорим о новых технологиях. Новая среда порождает новые вызовы. По мере взросления среды растёт и финансовая грамотность. Нередко бывает так, что потребитель не готов к определённым инновациям. Мы должны защитить его. Даже в этой аудитории к определённым технологиям относятся с осторожностью. И правильно делают. С физической доступностью банковских услуг более-менее разобрались. А вот с ментальной? Вы уверены, что люди понимают? Что они будут адекватно принимать решения? В регионах стоят старые телефоны, там нередко пользуются телефонами Nokia, которые умеют только звонить и писать сообщения. Степень готовности населения разная в зависимости от региона.
По его словам, финансовая грамотность в части ответственности должна быть не только у россиян – у банков тоже. Банки должны быть прозрачными, не вводить клиента в заблуждение, не вынуждать принимать его решения, суть которых он не до конца понимает.
…и недостаточная статистика
Павел Самиев, директор Национального рейтингового агентства посетовал на то, что Банк России мог бы предоставлять больше информации для игроков и в ином формате:
- Информации не хватает. Мы видим, что доступная статистика появляется с высокой степенью агрегированности.
Выход из сложившейся ситуации, по его мнению, возможен в сборе альтернативной статистики – посредством анкетирования участников рынка.
Эльман Мехтиев рассказал, как вот уже 1,5 года около 30 банков, входящих в АРБ, добровольно сдают анкеты в Frank Research Group и получают на выходе детальную, нужную им статистику.
- А вы готовы делать такие проекты? - обратился он к главе НРА.
Самиев ответил утвердительно.
- А зал? Готов сдавать анкеты? – обратился к собравшимся Мехтиев.
Руку подняли 3-4 человека.
Незаконные платежи за незаконные товары
Под занавес этой дискуссии выступил специальный гость Форума – Ричард Франк из компании SFU. Ричард представил обширное исследование, которое провела SFU, на тему онлайн-рынка наркотиков рынка: «Незаконные платежи за незаконные товары». Разумеется, презентация была на болезненную тему минимальной идентификации клиентов при операциях в интернете, но заставила понервничать всех, кто сидел в президиуме.
Ричард Франк рассказал, что обнаружил 28 сайтов в России, продающих наркотики. Его презентация подробно осветила структуру товаров, в частности, кто продаёт натуральные канабиноиды, а кто – синтетические. Среднюю стоимость, основные способы оплаты, среди которых фигурировали bicoin и Qiwi.
Я обратил внимание, что все, сидевшие в президиуме, немедленно стали активно проверять сообщения в своих смартфонах и старались не смотреть ни в зал, ни на экраны. В зале повисла гробовая тишина, которая нарушалась лишь щелчками фотокамер – многие протягивали свои мобильники к экранам и старались отснять каждый слайд.
Видимо, в одночасье, выборы вновь снова стали более интересными.
По окончании презентации Эльман Мехтиев поблагодарил Ричарда за выступление, спросив, есть ли такая же аналитика по другим странам. Гость ответил, что имеется. Но никто из президиума не рискнул задать ему уточняющих вопросов. В заключении ведущий попросил всех выступавших подытожить – как сделать так, чтобы рынок российских платежей рос быстрее и быстрее внедрял передовой финтех. К уже сказанному нашлось добавить несколько слов только у представителя Минфина. Сергей Платонов с сожалением констатировал, что среди обсуждённых тем не оказалось темы Национальной платёжной системы и российской карты МИР.
Москва.
обсуждение