При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В офисе инвестиционной компании QBF 26 декабря состоялась предновогодняя встреча с журналистами. Мероприятие прошло в праздничной атмосфере – с мандаринами, конфетами и имбирным печеньем на «столе переговоров». Зато тематику встречи праздничной назвать сложно. Говорили о «депозитном мышлении» и его «заложниках».
Под депозитным мышлением подразумевается неприятие никаких других финансовых инструментов, кроме депозитов. Многие люди ошибочно полагают, что банки – самый надежный финансовый институт для сохранения капитала, а депозиты дают высокий доход. В действительности же, доходы по депозитам не перекрывают ежегодную инфляцию в стране с 2013 года, - гласила презентация, которую получили участники встречи. То есть речь идет фактически об отрицательной ставке доходности. К примеру, облигации российских банков значительно выгоднее депозитов в этих же банках. Кроме того, значительная часть вкладов физических лиц в России не застрахована. В случае лишения банка лицензии свои деньги назад получат не все.
По словам управляющего директора QBF Зелимхана Мунаева, в последнее время часть клиентов, которых можно было назвать «классическими депозитчиками», обратили свой взор на фондовый рынок. Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), облигации российских компаний, облигации федерального займа (ОФЗ), стратегии доверительного управления (ДУ), паевые инвестиционные фонды (ПИФы), РЕПО с Центральным Контрагентом – все это существующие альтернативы хранению денег на банковских вкладах.
Выйти из сумрака
Тенденция такова: некоторые клиенты стали снимать с депозитов примерно треть или четверть своей ликвидности и направлять в фондовый рынок. При этом многие не желают довольствоваться доходом на уровне примерно 10% (в рублях), который дают облигации. Люди предпочитают купить портфель акций и ожидать доходность не ниже 15-20%. Такой подход не вполне оправдан. Риски в данном случае возрастают пропорционально ожидаемой доходности.
По мнению Зелимхана Мунаева, ориентироваться стоит на целевую доходность 12-15% в год, которая достигается посредством активного управления активами. «Клиенту нужен именно хороший управляющий, а не хороший держатель его бумаги» - уточнил управляющий партнер QBF, говоря о роли инвестфонда в управлении капиталом. Он попытался дать некий универсальный рецепт: треть или половину портфеля инвестировать в бонды, опять же треть или половину – в акции и небольшую долю направить на деривативы. Это та пропорция, которая придется по вкусу бывшим «заложникам депозитного мышления», опытным путем выяснили в QBF.
Сегодня наблюдается рост портфеля доверительного управления и брокерского портфеля. Задача брокера состоит в обеспечении конкурентного депозитам результата (превосходящего их доходность в 1,5-2 раза). Управляющим, настроенным на длительное сотрудничество, иногда приходится также сдерживать слишком большие аппетиты клиентов, проводя при этом определенный ликбез.
Присутствующих на встрече волновала степень защищенности клиентов фондового рынка. Где гарантия, что деньги не будут потеряны? С точки зрения максимальной защищенности Зелимхан Мунаев посоветовал обратить внимание на такой инструмент, как РЕПО с ЦК. Это, по сути, аналог счета до востребования, с ежедневной доходностью. Годовая доходность достигает 6,5-8%. Счет клиента сегрегирован. Каждая ячейка видна бирже. Это обеспечивает защиту сбережений на правовом и системном уровне. При этом биржа выступает гарантом исполнения обязательств по начислению ежедневной доходности.
Есть законодательная инициатива, согласно которой предлагается страховать ИИС. Возможно, в ближайшем будущем она будет принята.
Жадность, меркантильность…
Затем участники встречи вернулись к больной теме рисков и аппетитов. «Жадность, меркантильность, желание заработать – это черты российского менталитета» - с сожалением констатировал Зелимхан Мунаев, и присутствующие понимающе закивали. Большинство клиентов, приходящих в инвестфонды, главным образом интересуются: «Как вы зарабатываете?», вместо того чтобы спрашивать «Как вы работаете с рисками?». Проблема усугубляется из-за того, что часть специалистов по продажам желают заниматься не столько инвестициями, сколько спекуляциями. Здесь важен грамотный рекрутинг, заверил Мунаев. С 2008 года прошло не так много времени, память еще свежа, поэтому специалист, обладающий нужной информацией и холодной головой, не будет необдуманно распоряжаться деньгами.
Голые цифры
Управляющий директор НРА Павел Самиев устроил пятиминутку статистики. По его словам, за десять месяцев 2016 года в РФ практически отсутствует прирост по вкладам населения (+0,7%). По итогам года эта цифра будет чуть выше. В ноябре-декабре традиционно наблюдается некоторое оживление рынка. Как бы то ни было, в текущем году впервые произошло явное замедление данного рынка. Средняя ставка на данный момент составляет чуть больше 6% годовых и соответствует уровню начала 2014 года. За 2017 год максимальный прирост объема вкладов составит 3-5%. Аналитики фиксируют рост запросов населения на среднесрочные вложения, продолжительностью более одного года.
По словам Павла Самиева, доверие к депозитам и к банкам в целом упало, но они все равно лидируют среди всех финансовых институтов по степени доверия граждан. Банки сейчас могут быть очень важными продавцами инвестиционных продуктов. Стагнация депозитного рынка выгодна многим из них. Более того, банки сами к ней стремились. Сегодня банки заинтересованы в увеличении комиссионного дохода.
Наиболее высокие темпы прироста сегодня принадлежат такому инструменту как индивидуальное страхование жизни (ИСЖ). ИСЖ – сегмент, который обеспечил рост страхового рынка в 2016 году, по объему взносов даже опередив ОСАГО. Практически все клиенты, которые приобрели ИСЖ, имели и имеют банковские депозиты. И продают ИСЖ чаще всего именно банки.
Главное – доверие
Менеджер по инвестиционным продуктам QBF Глеб Тришин рассказал о профилировании клиентов инвестфонда, которое требует производить Банк России. Прежде чем предложить продукт ДУ, компания должна присвоить клиенту тот или иной уровень профиля: консервативный, сбалансированный или агрессивный. Он выявляется с помощью анкетирования. Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выяснить уровень знания рынка клиентом, его требования к инвестиционному горизонту, к доходности, к уровню риска и т.д. Консервативному клиенту предлагается соответствующий продукт со сравнительно небольшой доходностью и рисками. Продать ему, скажем, портфель акций регулятор запрещает. Все участники рынка ДУ являются членами саморегулируемых организаций, которые также следят за выполнением требований регулятора.
Глеб Тришин озвучил основные экономические и политические события уходящего года, которые так или иначе влияли на фондовый рынок. Он вспомнил и Brexit, и попытку госпереворота в Турции, и валютные войны. Что касается непосредственно России, эксперт назвал очищение рынка от избыточного количества банков важным драйвером роста в будущем. Рынок очищается от неустойчивых и недобросовестных участников – усиливается конкуренция между остальными. Что касается курса рубля (вопрос, волновавший многих участников встречи), Глеб Тришин предположил, что его усиление будет кратковременным, и после новогодних праздников курс возвратится к примерно 67 рублям за доллар.
К присутствующим присоединился председатель совета директоров QBF Роман Шпаков, который должен был открыть мероприятие своим приветственным словом, но немного задержался. Это не помешало ему сказать «приветственные слова» в конце. Он выразил надежду, что с учетом снижения ставок по депозитам люди более массово потянутся в инвестиционную сферу, это будет для них «удобно и приятно», и они смогут получить приемлемую для себя доходность (рублевую, а может, и долларовую).
Москва.
обсуждение