При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
За два с половиной месяца до свершения часа «М», на который запланировано масштабное внедрение платежных карт «Мир» для российских бюджетников, к процессу обсуждения (а, может быть, к участию в кампании) решили подключиться защитники прав потребителей.
17 апреля в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» прошел круглый стол, посвященный расширению действия национальной системы платежных карт (НСПК). Инициатором мероприятия стал Общероссийский союз общественных объединений Союз потребителей РФ.
Вопрос масштабного внедрения в обиход карт «Мир» уже практически решенный. На этой неделе в Госдуме планируется рассмотреть во втором и третьем чтениях проект ФЗ-61700 о внесении изменений в ФЗ «О национальной платежной системе» и статью 16.1 закона о «Защите прав потребителей». В соответствии с этим документом уже летом этого года все физлица, получающие выплаты из бюджета РФ и внебюджетных госфондов, будут переведены на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием карт «Мир». «Число владельцев этих карт, а также количество хозяйствующих субъектов, обязанных обеспечить потребителям возможность проводить по ней платежные операции, увеличится в разы. До конца года к 4 млн сегодняшних обладателей карт «Мир» прибавятся несколько десятков миллионов пенсионеров, госсулужащих, бюджетников, солдатов-срочников, студентов», – констатировал Петр Щелищ, председатель российского Союза потребителей. К уже участвующим в НСПК хозсубъектам (с выручкой более 120 млн рублей за предыдущий календарный год) прибавятся предприятия МСБ и индивидуальные предприниматели с выручкой от 40 млн рублей.
Основной вопрос, который чаще других звучал на круглом столе, – стоит ли властям так торопиться с запуском столь масштабного и непростого механизма ради достижения не очень понятных большинству населения целей. Большинство собравшихся экспертов говорили о целесообразности переноса часа «М». «Союз потребителей, с учетом того резонанса, который вызвал этот закон в СМИ и среди населения, считает необходимым провести профессиональную экспертизу, общественное обсуждение законопроекта и более широко информировать потребителей о различных аспектах получения и использования карт «Мир». С тем, чтобы обеспечить соблюдение прав потребителей финансовых услуг», – сказал Петр Щелищ.
По его словам, есть серьезные опасения в том, что к назначенному на 1 июля сроку, когда на карту «Мир» будет переведена значительная часть бюджетников, инфраструктура для ее приема будет не готова 100%. «В таком случае, человек, придя в «магазин у дома» и испытав проблемы с оплатой покупки, потом начнет полностью снимать деньги с карты, чтобы рассчитываться наличными. Такая ситуация с одной стороны снизит потенциал использования системы безналичных расчетов, а с другой – нанесет ущерб имиджу НСПК», – считает Петр Щелищ.
Его поддержал Игорь Костиков, председатель совета российского Союза потребителей финансовых услуг. «Безусловно развитие НПСК и внедрение карты «Мир» – это шаг вперед. Но то, что мы видим сейчас на финансовом рынке – это очередное навязывание услуг гражданам. Можно было бы провести весь этот процесс совершенно спокойно, без жестких временных рамок», – сказал Игорь Костиков. По его словам, банковские карты в России являются одной из основных причин претензий со стороны потребителей. «Соответствующих обращений к нам очень много. Причины разные – ошибки банков при проведении операций, неисправность оборудования, мошенничество и пр. Но где гарантия, что «Мир» будет иметь от этого иммунитет? Но репутация этих карт может пострадать больше других, поскольку методы их внедрения – это насилие над рынком», – продолжил эксперт.
На круглом столе Валерий Федоров, директор ВЦИОМ, представил результаты телефонного опроса 1800 человек, из которых следует, что только 7% хорошо знают о переводе на карты «Мир», 37% «что-то слышали, но не знают подробности», а 56% респондентов впервые слышат о решении перевода на эти карты. По данным ВЦИОМ, около 70% населения РФ не намерены оформлять карту «Мир». При этом имеют такое намерение только 5%, еще 15% «скорее намерены» и 3% – уже владеют такой картой. Валерий Федоров также привел данные о том, что пятая часть опрошенных (21%) на сегодняшний день вообще не имеет банковских карт.
По словам Лилии Беляевой, и.о. начальника управления контроля финансовых рынков ФАС, антимонопольная служба изначально не с большим энтузиазмом восприняла методы внедрения НСПК. «С точки зрения конкуренции любое административное побуждение на использование услуг конкретного хозяйствующего субъекта, вне зависимости от условий предлагаемого им продукта, это не совсем рыночный метод. И в связи с этим у нас были некоторые опасения», – сказала Лилия Беляева. Однако, как следует из ее слов, в дальнейшем представители регулятора смогли убедить «антимонопольщиков» в необходимости НСПК. Основными аргументами стали – обеспечение национальной безопасности и появление еще одного ведущего игрока, способного конкурировать с доминирующими на российском рынке международными платежными системами. «Любое доминирование на рынке позволяет ведущим игрокам определять условия игры, что не оптимально. И создание еще нового сильного игрока – это позитивно», – пояснила Лилия Беляева.
При этом она рассказала, что в ФАС принимала непосредственное участие в доработке обсуждаемого на круглом столе законопроекта. В частности, с учетом замечаний службы были изменены положения об исключении из обязательного списка новых обладателей карт «Мир» тех, кто получает выплаты из бюджета не более 4 раз в год. Также была исключена норма о единовременном переводе на карты «Мир» пенсионеров – замена для них будет проходить по мере истечения срока действия имеющихся карт. «И все же для нас, конечно, предпочтительнее, чтобы развитие конкурирующих платежных систем происходило за счет рыночных методов: повышения качества, внедрения различных сервисов и программ лояльности, информирования граждан о преимуществах тех или иных платежных карт. Мы сторонники того, чтобы граждане делали осознанный выбор в пользу того или иного продукта, понимая все его плюсы и минусы», - подвела итог своей речи Лилия Беляева.
Надежда Головкова, председатель Московского общества защиты потребителей, высказала мнение, что НСПК не хватает внятной программы лояльности, которая побудила бы «всех собравшихся срочно бежать оформлять карты «Мир». Она предложила подключить к продвижению системы Союз потребителей РФ.
Впрочем, нашлись и те, кто не видит ничего страшного и сверхсложного в оперативном порядке перевода бюджетников на карту «Мир». В частности, Сергей Алещенко, заместитель председателя Фонда социального страхования РФ, напомнил, что сейчас НСПК вполне успешно работает в Крыму, где она была внедрена в еще более срочном режиме. По словам Сергея Кузнецова, исполнительного директора НП «Союз торговых предприятий независимых сетей», экспресс-опрос членов союза (а это, в основном, региональные розничные сети по продаже продуктов питания) показал, что почти никаких технических проблем с обслуживанием карт «Мир» они не видят, и дополнительных затрат на это также не несут. «Но, надо сказать, что наши участники – это крупный бизнес» - заметил Сергей Кузнецов. Тагир Калимуллин, директор по корпоративным отношениям «М.Видео», отметил, что у НСПК очень конкурентоспособные тарифы эквайринга для торгово-сервисных предприятий. Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли рассказал о преимуществах карты «Мир» для системы онлайн-продаж.
Надо заметить, что организаторы забыли пригласить за круглый стол представителей НСПК. Честь компании пришлось отстаивать Елене Бочаровой, пресс-секретарю НСПК, которая в течение всего мероприятия сидела среди журналистов. По ее словам, полноценная инфраструктура системы на сегодняшний день готова более чем на 90%. Программа лояльности (межбанковская) находится в завершающей стадии разработки и будет запущена осенью. Она основана на уникальной для платежных систем концепции, базирующейся на механизме cash-back, а не каких-то, как сказала Елена Бочарова, сгорающих бонусах. «Что касается продвижения, то именно с сегодняшнего дня на федеральных каналах и в СМИ запускается масштабная рекламная кампания о платежной системе «Мир», она будет длиться несколько месяцев». Более ранний запуск такой кампании, по ее словам, был невозможен ввиду не полной готовности инфраструктуры. «А предлагать то, чего еще нет, мы сочли некорректным», - заключила Елена Бочарова. Кроме того, она предложила потребзащитникам обсудить их возможное участие в программе продвижения НСПК.
Москва.
обсуждение