При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Перед началом ежегодной церемонии «Дилер Года», состоявшейся 14 августа, по традиции состоялась дискуссия на тему нынешнего состояния российской экономики с участием ведущих экономистов страны. Итог дискуссии оказался также традиционным – преисполненным осторожного оптимизма. Или бодрого пессимизма.
Метафору к происходящему с нашей экономикой подобрать задача не из лёгких. Ни апория, ни антиномия, ни, собственно, парадокс не подходит. Мы – страна – всё время готовимся расти, что-то улучшать, достигать, повышать, а получается лишь, в лучшем случае, восстанавливать то, что недавно потеряли. И так каждый раз.
И каждый раз – после общего собрания Московской межбанковской валютной ассоциации (ММВА), в День Дилера, и перед церемонией награждения разворачивается интересная дискуссия. Её ценность в том, что Алексею Мамонтову, руководителю ММВА и модератору этих встреч, удаётся настроить приглашённых экспертов на философский лад. Пусть даже на финансово-философский.
«Трудно плыть в соляной кислоте с отрубленными ногами»
– Что такое рост? Это выбор между стабильностью и риском, что и определяет баланс экономической стратегии правительства. Судя по событиям, мы нашли баланс ближе к стабильности. Очень похоже на человека, который сидит и размышляет: вот ставки по депозиту упали и надо бы снять деньги и начать инвестировать в более рискованные инструменты. И при этом человек ничего не предпринимает. Собственно, в этом и заключается нынешняя парадигма. Но нельзя сидеть и мечтать о чём-то, – охарактеризовал повестку дня Егор Сусин, глава Центра разработки стратегий Газпромбанка.
«Топливо для экономики – девальвация. Мы живём на эффекте девальвации, которая произошла в 2014 году. Но эффект, включая последнюю небольшую девальвацию этого года, иссякает, а значит в скором времени нас ждёт новая девальвация», – Ярослав Кабаков, «Финам»
Алексей Ведев, глава Центра структурных исследований РАНХиГС, уточнил, что экономика сможет выйти на уровень 2019 года не ранее 2023 года. А драйвером будет выступать восстановительный рост. У нас избыточная макроэкономическая стабильность: денег изымается больше, чем экономика получает.
Эксперты с данным тезисом согласились.
Но Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», придерживается даже более пессимистичной позиции насчёт выхода из кризиса:
– Как сказал когда-то генерал Александр Лебедь, очень трудно плыть в соляной кислоте с отрубленными ногами.
Стратегия: от девальвации к девальвации
Ярослав Кабаков, директор по стратегии «Финама», описал движение отечественной экономики как жизнь между одной девальвации и другой.
– Топливо для экономики – девальвация. Сейчас мы живём на эффекте девальвации, которая произошла в 2014 году. Но эффект, включая последнюю небольшую девальвацию этого года, иссякает, а значит в скором времени нас ждёт новая девальвация.
Не было б печали, но даже на этом восстановительном и потому безрадостном пути нас поджидают чёрные лебеди. Раньше они прилетали – теперь сидят в засаде, как хищные голодные звери. А всё потому что – Россия.
Чёрные лебеди в засаде
– Аналитики хорошо анализируют прошлые кризисы – подобно тому, как генералы хорошо готовятся к прошлой войне, – отреагировал на тему чёрных лебедей Александр Кудрин, главный стратег «Атона».
По его словам, среди неопредёленностей сегодняшнего дня – неясность итогов президентской кампании в США в ноябре и избыточная ликвидность в финансовой системе.
– Из-за этого риски оцениваются неправильно. При этом мы переживаем бум частных инвестиций. Есть риск, что поток в какой-то момент может развернуться в обратную сторону. Что может привести к такому? Самые благие намерения – благое желание частных инвесторов зафиксировать прибыль может спровоцировать обратный процесс уже в ближайшие месяцы. Уточню, что это риск, скорее, глобальный, нежели российский.
Ян Арт, главный редактор портала Finversia.ru, призвал коллег перестать вешать на каждое событие ярлык «чёрного лебедя»:
– Чёрный лебедь в значении непредсказуемого события – довольно банальная и не новая мысль. Удивительно, что за это человеку дали Нобелевскую премию. Наш бизнес живёт в перманентном процессе трансформации и преодоления непреодолимых препятствий.
Валерий Петров, вице-президент РАКИБ, видит главный риск в том, что система перестала воспроизводить капитал:
– Если раньше ФРС выдавала деньги и они шли, в том числе, на рост экономики, то теперь они идут только на фондовый рынок. Поэтому, когда случится что-то серьёзное, денег у правительств на восстановление экономики просто не окажется.
В то же время эксперт считает, что большим потенциалом обладают средние банки: в рамках принятого закона о цифровых финансовых активах банки смогут сформировать значительные капиталы.
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Тему банков подхватил Павел Самиев, генеральный директор агентства БизнесДром. Точнее тему регулирования:
– Считаю, что меры регулирования от Банка России во время острой фазы последнего кризиса были адекватными. И то, что регулятор пролонгировал антикризисный пакет мер, правильно. Ничего страшного, что регулятор и банки готовятся к прошлой войне – даже подготовка к прошлому кризису вещь полезная.
Самиеву немедленно ответил Ян Арт:
– Политику ЦБ и правительства считаете идеальной? Я думаю, что они обеспечили ровный спуск экономики и общества вниз. Очень ровный, управляемый и красивый даже, но спуск вниз. Какой бы качественной ни была работа Центробанка – она не обеспечит развития, если правительственные действия на это развитие не заточены. К сожалению, наше правительство идеально исполняет только фискальную функцию. У нас всё хорошо идёт, только движемся мы вниз, а не наверх. По хорошей дороге – вся в новой плитке со свежими поребриками. Но сама дорога – ведет вниз.
Будущее банков и парадигм
Ян Арт усомнился с прозвучавшим тезисом, что «через пять лет не будет банков»:
– Я лет 15 назад первый раз об этом услышал. Я думаю, что наоборот, банки выкупят все эти финтех-стартапы и новации. Зря вы банки хороните, банкам угрожает только банковское регулирование.
«Мы мечемся между добывающей моделью, между согревающей… Россия не нашла себя в макроэкономическом пространстве. Этим и объясняется факт, что мы не можем найти драйверов роста, обсуждаем частности – налоги, монополизацию и так далее.Но главное – какой у нас путь?”, – Алексей Мамонтов, ММВА
Регулирование уже превратилось в тормоз развития банковского сектора, согласился Егор Сусин:
– Банки сейчас не могут вообще ничего купить! Как они смогут купить стартапы? Они сегодня даже капитал нормально не в состоянии воспроизводить. Отчего банки все ринулись в розницу? Оттого, что корпоративное кредитование вообще не приносит дохода.
По словам эксперта, в долгосрочной перспективе банки не смогут вести бизнес: сначала потеряют расчётные функции, комиссионные, а потом и остальные.
Валерий Петров видит ресурс для повышения эффективности управления экономикой в том, чтобы «гармонизировать работу правительства и Банка России».
Наконец, речь зашла о том, что делать – традиционный вопрос русской жизни.
Алексей Мамонтов считает, что беда в том, что Россия не нашла своей концепции:
– Мы мечемся между добывающей моделью, между согревающей… Россия не нашла себя в макроэкономическом пространстве. Ушла от того, кем была когда-то. В отличие от Китая Россия не смогла себя найти. Этим и объясняется факт, что не можем найти драйверов роста, обсуждаем частности – налоги, монополизацию и так далее, но не главное. А главное – какой у нас путь?
– Что касается путей и парадигм, то, возможно, не надо искать одну. Общенациональную, общегосударственную. Пусть их будет много – у каждого бизнеса, у каждого человека. И пусть путь каждый находит свой, – предложил Ян Арт.
Москва.
обсуждение