При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российские и американские экономисты выяснили, что рынок фондовых бумаг можно сделать более стабильным и благоприятным для небольших частных инвесторов, создав механизмы, позволяющие им автоматически связывать свои действия с решениями крупных инвесторов. Об этом в среду сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ со ссылкой на статью в журнале Review of Economic Studies.
«Без сомнения, введение коррелированных ставок усложнит жизнь крупным игрокам. Однако многие экономисты считают, что интересы маленьких игроков важнее, так как коррелированные ставки сглаживают движения цен и успокаивают рынок», — заявил доцент НИУ ВШЭ Павел Андреянов, чьи слова приводятся в сообщении.
Как отметили в пресс-службе вуза, в России и многих других странах мира сейчас наблюдается крайне быстрый рост вложений физических лиц в акции и облигации на фондовом рынке. По данным ЦБ РФ, только за девять месяцев прошлого года рост инвестиций россиян в фондовые бумаги превысил сумму, которую они вложили в традиционные банковские вклады.
Подобные тренды, как отмечает Андреянов, часто заставляют экономистов задуматься о том, как можно защитить подобную форму капиталовложений граждан, потеря которых в результате обвальных падений курса акций и прочих проявлений волатильности может крайне негативно повлиять на их благосостояние.
Российский экономист и его коллега, доцент университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (США) Томаш Седлак, нашли путь к решению этой проблемы, разработав новый финансовый инструмент, основанный на идеях, которые в 2000 году впервые выдвинул нобелевский лауреат Эрик Маскин.
Защита вложений
Он задумался о создании так называемых скореллированных ставок — обязательств трейдеров, привязанных к действиям их конкурентов по фондовому рынку. К примеру, игрок на бирже может дать обещание заплатить продавцу определенную сумму за пакет ценных бумаг, если ими заинтересуется другой участник рынка, а также выплатить бонус, зависящий от привлекательности предложения конкурентов.
Седлак и Андреянов расширили эту модель и проверили, можно ли ее использовать для стабилизации фондового рынка и улучшения позиций тех его игроков, которые не имеют доступа к инсайдерской информации и проработанной аналитике, которым обладают крупнейшие игроки рынка, в том числе крупные банки и фонды.
«В кино или в репортажах по телевизору мы часто видим, как трейдер сидит перед четырьмя-пятью мониторами. Возникает вопрос — зачем? Одним из объяснений является то, что по движению цены на отдельно взятом рынке невозможно определить, является ли это результатом действий множества информированных игроков, или одного крупного игрока, или вообще шумом. Более того, если, скажем, крупный банк захочет провести сделки, трейдер желал бы иметь возможность положиться на его экспертизу и отреагировать на его действия — купить или продать», — поясняет Андреянов.
Руководствуясь подобными соображениями, ученые просчитали то, как изменится ситуация на рынке, если подобная возможность будет встроена в сами инструменты обмена ценными бумагами и валютой. Созданная ими математическая модель показала, что подобный подход действительно будет вести к стабилизации рынка и уменьшению его волатильности за счет некоторого роста убытков институциональных игроков.
Максимально эффективно подобные инструменты, по словам ученых, будут работать на тех фондовых рынках, где присутствуют два-три крупных игрока и множество мелких частных инвесторов. К их числу относятся рынки ценных бумаг в России и США. Как надеются ученые, их идеи помогут защитить вложения частных инвесторов от резких обвалов рынка и скачков курса ценных бумаг уже в ближайшем будущем.
обсуждение